Войти в почту

Умер от коронавируса автор хитов Дмитрия Астрахана

Умер от коронавируса автор хитов Дмитрия Астрахана

7 января в Санкт-Петербурге простятся с Олегом Даниловым – сценаристом фильмов «Изыди!», который выдвигался последним от СССР на премию «Оскар», «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», автором пьес «Мы идем смотреть «Чапаева», «Три пишем – два в уме» и многих других. Он умер на 72-м году жизни в первый новогодний день 2021-го в Минске, где лежал в больнице с COVID-19. Казалось, что дело идет на поправку, но неожиданно состояние Олега Данилова резко ухудшилось. Потребовалась неделя, чтобы уладить формальности, пересечь границы и добраться до его родного города.

Удивительно, но об Олеге Данилове, написавшем сценарии всенародно любимых фильмов, просто хитов, почти ничего неизвестно. Он редко давал интервью, не принимал участия в светских и фестивальных мероприятиях. Многие, даже кинематографисты, никогда не видели его. Теперь мы располагаем скупой информацией, знаем, что родился Олег Данилов 26 октября 1949 года в Ленинграде, окончил экономический факультет Ленинградского кораблестроительного института, работал редактором на «Ленфильме», заведовал литературной частью в Театре комедии им. Акимова. Многие годы он работал с режиссером Дмитрием Астраханом в театре и кино. Вместе они сделали фильмы, которые смотрела и смотрит вся страна, но имени сценариста и драматурга почти никто не знает, за исключением профессионалов. Так часто бывает. И теперь, когда Олега Данилова не стало, Дмитрий Астрахан места себе не находит, переживает из-за того, что уход его соратника и друга страна почти не заметила. В отчаянии он звонил в новогодние дни друзьям и коллегам, бил во все колокола, и совместными усилиями мы пришли к выводу, что никто лучше, чем сам Дмитрий Астрахан не расскажет об Олеге Данилове. И он написал это эссе, свое признание в любви, сам обратился к коллеге, знаменитому кинорежиссеру Александру Митте, автору фильмов «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж», «Граница. Таежный роман», попросил его сказать несколько слов о своем товарище. 

Дмитрий Астрахан, заслуженный деятель искусств рф, кинорежиссер, продюсер, актер:

Ушёл из жизни Олег Данилов — мой близкий друг, большой художник, автор сценариев всех моих фильмов: «Изыди!», «Все будет хорошо», «Ты у меня одна», «Перекресток», «Зал ожидания», «Контракт со смертью», «Подари мне лунный свет», «Леди на день», «Из ада в ад», «Желтый карлик», «Деточки», «Жизнь после жизни» и многих других. 

В конце декабря 2020, за три дня до его ухода нам казалось, что он поправится. Мы каждый день общались по телефону, строили новые планы, и моя жена Елена сказала ему: «Олег Даниилович, вы заставили нас волноваться до слез». На что он ответил: «Это моя профессия». У Олега было совершено удивительное понимание и чувство драмы. Он прекрасно чувствовал время, понимал, что сегодня волнует народ, и как заставить зрителя переживать и волноваться за судьбы героев.

Мы познакомились 35 лет назад в Свердловском ТЮЗе, где я должен был поставить пьесу о современной молодёжи. По совету заведующего литературной частью я прочел пьесу под названием «Три пишем два в уме». Она мне понравилась. Написал её некий Олег Данилов. Я приехал к Олегу на встречу, где выяснилось, что мама и папа Олега учились в Ленинградском (на тот момент) университете и были знакомы с моими родителями, и что его мама дружит с моей мамой до сих пор. Олег был чуть постарше меня, и в детстве мы не пересекались. Началась работа. Я мучил Олега бесконечными вопросами. Он терпеливо слушал и предлагал свои варианты, свои решения. Была премьера. Олег прилетел в Свердловск, спектакль ему очень понравился. Он спросил меня: интересно ли мне снимать кино? В это время на «Ленфильме» должна была запуститься картина по его сценарию «Девочка из общежития», и Олег познакомил меня с главным редактором киностудии. Фильм, к сожалению, так и не был снят, но знакомство состоялось и привело нас в кабинет к Алексею Юрьевичу Герману, и как итог – в производство был запущен мой дебютный фильм «Изыди!» по сценарию Олега Данилова. Этот фильм был представлен на соискание «Оскара» от СССР и имел большой успех на всех мировых фестивалях. С этого началась наша кинокарьера, которая продолжалась 36 лет.

Я никогда не знал, что именно он сочинит. Я хорошо помню, как он ходил по кабинету в Театре комедии им. Акимова и рассказывал мне три истории из будущего сценария: как дедушка едет к бабушке на инвалидной коляске после 40 лет разлуки, как отец дерётся в театре ради того, чтобы его сын мог посмотреть спектакль, и как рок-звезда возвращается к ждущей его любимой, когда все вокруг издеваются над ней. Даже в устном рассказе это уже было пронзительно. Мы решили — это будет следующий фильм «Все будет хорошо». И так оно и было. Олег угадал, увидел, почувствовал какие-то очень важные ожидания всей страны. Потому что он жил этой страной, жил вместе со всеми, одной жизнью, и так же как все искренне надеялся и верил, что все будет хорошо. Именно это фильм принес нам первый всенародный успех и признание. Все сценарии Олега — не просто рассказанные истории из жизни, его сценарий — это всегда большая идея, воплощённая в сюжет. Например, фильмы «Изыди!» и «Из ада в ада» — о том, что национальная вражда всегда кем-то инспирируется, нормальным людям она чужда. А идея картины «Ты у меня одна» заключается в том, что можно искренне 20 лет любить собственную жену и собственную родину. «Все будет хорошо» рассказывает о том, что за успех надо бороться, и только рискуя, идя напролом, можно чего-то добиться. Мы всегда хотели делать что-то новое. Олегу удавалось писать разные по жанру и стилю сценарии: страстные мелодрамы «Перекресток» и «Подари мне лунный свет», философские притчи «Игра» и «Жизнь после жизни», остросоциальные драмы «Контракт со смертью» и «Деточки». Но и в столь разных по жанру историях Олег вокруг актуальной темы выстраивал динамичный сюжет, в который были вовлечены яркие запоминающиеся персонажи. 

После успеха «Ты у меня одна» и «Все будет хорошо» Константин Эрнст обратился к нам с просьбой написать что-то похожее, только в формате сериала. Олег придумал историю «Зал ожидания» о том, как вся страна разделились на две части — есть те, кто хочет идти в новую «прогрессивную» жизнь, а есть те, кто держится за старое. Прогресс — это всегда хорошо, но субъективно для многих он обернется драмой или даже трагедией. И эту историю тоже смотрела вся страна, это был первый сериал, который был снят «Первым каналом» в новой России.

Я никогда не видел, как он работал, я видел только результат. А он каждый день сидел один в зашторенной комнате, перед чистым листом бумаги, и на нём удивительным образом появлялись люди, судьбы, характеры, сюжеты, целый мир. В жизни он был очень скромный, тихий интеллигентный человек, очень тактичный, очень щепетильно относящийся к другим людям. У нас было несколько проектов, где он руководил другими авторам. Я наблюдал, как безмерно он был щедр, как делился своим мастерством, как дарил людям идеи, диалоги, сюжетные повороты. А когда заходила речь о том, что он должен быть указан в титрах как соавтор, он был всегда категорически против, всегда отстаивал интересы молодых авторов, понимая, насколько важно это для них. 

У него был очень хороший, точный глаз на артистов. Я всегда советовался с ним, и помню, как его мнение сыграло решающую роль в утверждении Марка Горонка на роль молодого Збруева в фильме «Ты у меня одна». Когда мы искали героиню на «Зал ожидания» и пробовали многих молодых актрис, Олег привел Олю Сутулову, на тот момент не профессиональную актрису, которую он заметил на дне рождения, и которая в итоге снялась в одной из главных ролей. У меня всегда было ощущение, что мы друг другу сдаем экзамен, Олег присылал мне заявку и ждал моего мнения, и потом, выслушав его, зачастую предлагал совершенно неожиданные решения. Он приходил и смотрел, как я делаю сцены и тут уже я внимательно слушал, что он говорит и прислушивался к его мнению. Пока фильм был не закончен, над ним всегда велась непрерывная работа. Он мог моментально написать какой-то яркий диалог, поворот, внести смелое предложение и сделать это молниеносно. Приведу только один пример. Я руководил Театром комедии им. Акимова, а Олег был там заведующим литературной частью. Я уходил на лето снимать «Все будет хорошо», а в это время театр должен был поставить спектакль. Олег нашел малоизвестную пьесу Бена Джонсона «Алхимики», и сказал, что в ней интересная, современная идея, но она требует доработки, поскольку по форме пьеса была устаревшей. Я был увлечен съемками фильма и пьесу прочел по диагонали, доверившись мнению Олега. Был найден режиссёр, ему было предложено взять любого автора для переделки. Режиссёр заверил меня, что автор не нужен, что все хорошо, а я — привыкший верить режиссёрам — ему доверился. Вернувшись со съёмок за 10 дней до премьеры, пришел на прогон. Первый акт шёл два часа. Никто ни разу не улыбнулся. Сотрудники театра смотрели на нас растерянно. Режиссёр поставил пьесу, ничего в ней не изменив. Мы поняли, что через 10 дней будет провал, и я не смогу объяснить коллективу, почему у нас вышел такой плохой спектакль, и как я мог это допустить. Стало ясно, что пьесу надо срочно переписать, причем переписать, учитывая то, что декорации уже сделаны, костюмы сшиты, и поменять их уже невозможно. Пока режиссёр после прогона делал замечания артистам мы, схватившись за голову, решили спасать ситуацию. Олег за 40 минут тут же, из головы, продиктовал мне первую картину, которая длилась 15 минут вместо двух часов и вместила в себя все события первого акта. Маленький нюанс — пьеса была в стихах! Работать стали так: утром репетировалась сцена, которая была готова (написана ночью), а во время репетиции Олег писал следующую сцену, и ее сразу приносили мне. Поскольку ответственность за судьбу спектакля, в конечном счете, лежала на мне, то я должен был встать у руля и выпустить спектакль. За четыре дня была написана новая пьеса, а за шесть был поставлен спектакль. И был огромный зрительский успех, эту пьесу потом я ставил во многих театрах, был снят фильм, где прекрасно играли Юрий Стоянов и Илья Олейников. Вы понимаете, как вырос авторитет Олега как драматурга. Как говорил О`Генри, у деловых людей в минуту опасности вырастают крылья.

35 лет работы с Олегом — это 35 лет радости и настоящего живого творчества. Для меня это был счастливый билет, когда я прочитал пьесу «Три пишем — два в уме» и познакомился с Олегом. Это встреча позволила нам сделать столько интересных работ, фильмов, спектаклей и по большому счету именно она сделала меня тем, кем я сейчас являюсь. 

В его последние дни — 29, 30, 31 декабря 2020 года — в Театре Российской Армии в Москве шёл спектакль «Леди на день» по его пьесе. Он лежал в больнице, и мне и всем казалось, что все еще будет хорошо. Он с интересом слушал, как принимали спектакль, как люди после спектакля подходили, радовались, благодарили за такой позитив и улыбки в наше непростое и невеселое время. Пока мы с артистами купались в овациях, он в этот момент боролся за жизнь. Ненадолго придя в себя, он рассказал, что пока лежал на ИВЛ придумал новый сюжет, который расскажет мне, когда вернется из больницы. 

В первый день нового года Олега не стало, он ушел, и с ним ушла целая вселенная нереализованных замыслов. Есть еще два написанных сценария, есть написанная пьеса и, надеюсь, что зрители ещё смогут получить заряд эмоций от этих его прощальных произведений, и снова будут плакать, смеяться и проживать историю вместе с придуманными им персонажами.

Александр Митта, народный артист РФ, кинорежиссер:

Олег Данилов — киносценарист. Много лет он жил в фильмах режиссера Дмитрия Астрахана. Это была пара, которая оживала из фильма в фильм. У них был успех на международных фестивалях и просто успех. Много хороших актёров присоединялись к ним, создавая заметные роли. Мы знали эту пару по картинам Астрахана. Но талантливый фильм — это всегда много людей, украшающих талантом свою профессию и собранных вместе для какой-то значительной цели. Эту цель на старте определял сценарист Олег Данилов. Дальше она росла в творчестве разных людей, но все знали, если фильм делают писатель Олег Данилов и режиссер Дмитрий Астрахан, то это будет культурная цель, украшающая нашу жизнь. Что-то значительное фильмы открывают, когда в них вырастает, как будто из ничего, из мелочей, важные подробности. И тогда фильм открывает зрителям главные ценности жизни. Олег Данилов много лет был стартующим писателем, он удивлял, озадачивал, задавал вопросы, и за это мы были ему благодарны. Наша жизнь была украшена и освещена его талантом. Это была радость для многих разных людей. Для тех, кто с удовольствием смотрит фильм и для тех, кто делает свою творческую часть этой многолюдной работы. Спасибо тебе Олег!

Источник