«Собор»: как любили при Петре Первом

Действие в фильме «Собор» происходит в петровские времена: в конце XVII — начале XVIII века, в эпоху грандиозных преобразований, затеянных и проведенных в России Петром I.

«Собор»: как любили при Петре Первом
© НДН.Инфо

В историю страны на сломе эпох вписаны судьбы главных героев, их история любви развивается на фоне самых значимых событий. Режиссером «Собора» стал Сергей Гинзбург, знакомый зрителям по своим фильмам и сериалам «Отчим», «Зорге», «Любовь-Морковь», «Убить Сталина» и другим.

Снимает картину по заказу Первого канала «Киностудии КИТ» (входит в ГПМ КИТ в составе медиахолдинга «Газпром-медиа»).

Главные роли в фильме исполняют Сергей Марин и Светлана Иванова. Также ключевых персонажей играют звезды российского кинематографа Максим Аверин, Александр Балуев, Юлия Снигирь, Ян Цапник, Александр Ильин, Юрий Чурсин и многие другие.

Нам удалось узнать все самое интересное о съемках «Собора», поговорить с режиссером и актерами. 

Жизнь, полная приключений

Сага «Собор» — это масштабное приключенческое кино и невероятная история любви — любви вопреки всему. У молодого крепостного Ивана Старшова появляется шанс стать свободным и быть со своей возлюбленной — Марией, дочерью князя. Ведь в стране в разгаре — Петровские реформы, общество кардинально меняется. На пути к цели меняется и наш герой: от отрицания Бога — до сознательной веры, которая приведет его к горячему желанию строить собор в новой столице Санкт-Петербурге.

— На самом деле это лихое приключенческое кино, — поясняет нам сюжет Сергей Гинзбург. — Основная история, основная интрига этой картины — это любовь, и любовь неравная. Главный герой Иван попадет в Преображенский полк, он служит ради звания и дворянского титула, чтобы быть наравне с княжной. Из-за этого он, очертя голову, бросается в гущу приключений и совершает подвиги. Нам важно также показать преобразования в стране: как царю с трудом давались реформы, как армия обрела боеспособность за счет таких сподвижников государя, как Иван. Петр перестраивает страну и армию — так и в наш фильм врываются новые цвета и новый уклад жизни. Смена костюмов и декораций подчеркнет, как меняются герои. Это уникальная возможность для зрителя увидеть эволюцию огромной страны в экранных образах.

Съемки проходят в Москве и Подмосковье, под Псковом, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в них широко задействованы и павильоны «Ленфильма», которые стали масштабной съемочной площадкой проекта.

В поисках Бога и любви

Как мы уже отметили, главные роли исполняют Сергей Марин и Светлана Иванова. Для Сергея это не первая работа в историческом кино. Артист снимался в фильмах «Годунов», «Екатерина. Взлет» и других. Сергей с особой тщательностью готовился к роли, просматривая исторические документы о петровских временах. И находил при этом у прошлого общие черты с современностью.

— Любовь, зависть, дружба, предательство — эти чувства неизменны, что в Петровские времена, что сейчас, — говорит нам актер. — Это вопросы вечные: зачем мы здесь, почему именно сейчас, почему именно в это время все это происходит? Это поиск Бога, поиск внутренней свободы, поиск смысла жизни. Наша картина охватывает многое, но важным, мне кажется, остается личностный рост героя, который происходит на фоне невероятных событий, эпохальных перемен.

Светлана Иванова, которая играет ту самую дочь князя Марию, готовилась к роли с не меньшей тщательностью. И актриса под большим впечатлением от грандиозного масштаба и исторических событий, и самих съемок. Кстати, на съемки Светлана нередко приезжала со своими дочерьми — восьмилетней Полиной и двухлетней Мирой.

— Это невероятное приключение, одно из самых прекрасных приключений в моей жизни! — признается нам Светлана. — Это фантастическая работа на одном дыхании в такой талантливой компании, невероятные экспедиции, которые я и мои дети еще долго будем вспоминать!

Ошибка режиссера и страх актера

Роль Петра I исполняет Максим Аверин. Интересно, что режиссер фильма, когда утверждал актеров на роли, был уверен, что Максим уже играл этого исторического персонажа. Но оказалось, что нет. Более того: по признанию самого Аверина, он боялся приступать к этой роли.

— Когда мне позвонила кастинг-директор и сказала про эту роль, я испытал страх и высказал свои сомнения, — признался нам Максим Аверин. — А она мне в ответ: «А мы в вас верим!» Я вообще-то не суеверный, но мне было страшно приступать к этой работе. Это такая роль, которую можно ждать всю жизнь — а можно даже и не мечтать об этом… Я нервничал и на пробах, и в первый съемочный день — но что интересно: мне понравилось, что я волнуюсь! И теперь я хочу поблагодарить людей, которые в меня верили, помогали, поддерживали. Мне хочется сказать огромное спасибо режиссеру-постановщику Сергею Гинзбургу. Я счастлив, что встретил его. С проб, с первого кадра — это такая работа с артистом! Ни на одно мгновение не бросил — помогал справиться с трудными моментами, поддерживал, подсказывал… Но при этом не допускал халтуры! Каждая сцена была продумана. И был азарт от этой работы режиссера с артистами. Мой каждый съемочный день начинался, как ритуал, с гримерского цеха — это было как вживание в образ…

Кстати, в том, что касается грима — тут обошлось без сложных пластических манипуляций: обошлись париком и усиками. А для большего роста Максиму Аверину делали обувь на каблуках. У самого артиста рост — 1 метр и 90 сантиметров, а Петр I был чуть выше двух метров. Кроме того, перед началом съемок Максим Аверин брал уроки верховой езды, чтобы уверенно чувствовать себя в седле.

Историческая точность

Хотя авторы картины всячески подчеркивают, что это не исторически документальное кино, а все-таки художественное — все же имело место пристальное внимание к деталям.

Подготовка к съемках шла несколько лет. Более двух лет авторы картины работали в архивах, музеях, а параллельно писали сценарий. Большое внимание было уделено историческому реквизиту. Поскольку про эпоху Петра Первого картины снимаются не так часто, для саги «Собор» специально изготавливали исторически точные артефакты того времени: оружие, предметы быта, костюмы, украшения и многое другое. Делалось все для того, чтобы картина получилась интересной, честной и точной.

Зрители увидят, как на смену боярскому посоху придет элегантная трость, а устаревший фитильный мушкет сменит передовое ружье с кремневым замком. У женщин оголится шея — они переоденутся в европейское платье, а мужчины сбреют бороды и наденут парики.

Было построено несколько масштабных декорационных комплексов: боярское поместье конца XVII века; декорации Петербурга времен его основания. Также были возведены военные редуты, рвы, укрепления, которые стали фоном войн Петра со шведами.

Кроме того, на берегу Финского залива построили настоящий порт. И здесь же, в ближайшем амбаре, прошла первая ассамблея — тот самый бал, на котором, по сценарию, и переплетутся судьбы главных героев…

Сага отразит и трансформации Петербурга. Это будет сделано за счет декораций и доработки фонов при помощи компьютерной графики — поскольку реальных объектов тех времен практически не сохранилось. Однако часть съемок будет проходить в настоящей Петропавловской крепости.

Центр притяжения

Но главную декорацию — храм, который строит главный герой — возвели не сразу: зрители увидят реальное поэтапное строительство собора. Он был построен прямо во время съемочного процесса. Собор, по преданию, был смыт наводнением, а после этого сгорел. Как говорят создатели фильма, в основе — достоверная история Спасо-Преображенского собора. До наших дней он сохранился в архитектуре XIX века. Но раньше на этом месте стоял деревянный.

— Это один из важнейших проектов, работу над которым мы ведем больше двух лет, — признается нам генеральный продюсер Рафаел Минасбекян. — Огромная ответственность — делать фильм с названием «Собор». Спасо-Преображенский собор в Санкт-Петербурге в этой саге будет не просто местом, вокруг которого разворачиваются события — он станет одним из главных героев этой истории, центром притяжения людей и свидетелем великих военных побед Российской империи.

От Нарвы до Полтавы

В фильме будет и несколько батальных сцен — в том числе битва при Нарве и Полтавская битва.

— Начинаем под Нарвой, где сражение было трагически проиграно — и заканчиваем под Полтавой, где мы видим триумф русской армии и окончательный разгром шведов, — говорит нам режиссер Сергей Гинзбург. — Это уникальная возможность для зрителя увидеть эволюцию армии и огромной страны в экранных образах. Нам важно показать эпичность сражений, передать масштаб при помощи компьютерной графики, добиться исторической достоверности благодаря детально восстановленному оружию и костюмам того времени. Мы проводим тщательную работу с историческими консультантами, чтобы воссоздать контекст времени. Сцены войны для нас — не аттракцион, а глубоко продуманное драматургическое действие, в котором конфликт приобретает крайнюю форму.

При этом режиссер саги подчеркивает, что кино будет все же приключенческое.

— Мы хотим показать преобразования в стране: как царю с трудом давались реформы, как армия обрела боеспособность за счет таких сподвижников государя, как Иван, — говорит Гинзбург. — Но все это будет смотреться на одном дыхании, поскольку подается в форме увлекательного приключенческого кино.

Яна Невская, фото пресс-службы фильма

(ИА «Столица»)