Конфликт с Фатеевой, измена мужа-космонавта, трагическая смерть сына: как жила красавица Наталья Кустинская
…Ей советовали написать книгу. Наталья Николаевна начала наговаривать воспоминания на диктофон и шутя предрекала: когда они выйдут, лоточные дамские романы с их кукольными драмами жалко померкнут. Да, одолевали сомнения: стоит ли публично рассказывать о самом личном и интимном? Но Кустинская твердо решила: если писать, то честно и абсолютно откровенно обо всем.
Ее называли советской Мэрилин Монро – и за внешнее сходство, и за что-то неуловимое, манкое, что сводило с ума миллионы мужчин по всему миру – не случайно в 1960-е французский журнал Candide включил Наталью Кустинскую в десятку самых красивых актрис планеты.
Она родилась в артистической семье – отец, Николай Кустинский, - известный куплетист и чечеточник, выступал в одной программе с Мироновой и Менакером. А потом стал директором «Мосфильма». Мама, Марина Вдовенко, - оперная певица. В квартире на Малой Бронной в Москве часто бывали гости, которых обычные люди видели только по телевизору, - Лидия Русланова, Клавдия Шульженко, Изабелла Юрьева, Леонид Утесов, Сергей Образцов.
Маленькая Наташа поступала в балетную школу при Большом театре, но преподаватели отсоветовали: «Очень красивая девочка. А вдруг из нее не выйдет балерины. Отдайте ее лучше в кино или театр». Наталья окончила музыкальную школу при училище имени Гнесиных по классу фортепиано. А потом без труда поступила во ВГИК. В ее кинобиографии – участие более чем в 20 фильмах. Самые известные до сих пор у всех на слуху: «Три плюс два» (1963), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), телесериал «Вечный зов» (1973-1983).
В начале 2000-х мне посчастливилось встретиться с замечательной актрисой. Наталья Николаевна пригласила к себе в гости – в то время она жила в маленькой двушке в Вспольном переулке. Проговорили часа три, наверное. Действительно, все, что рассказала Кустинская, достойно большого романа о женской судьбе.
На любовнице был халат мужа
…Приглашая из прихожей в комнату, хозяйка разрешила не разуваться и попросила особо не глазеть по сторонам.
- Тут не прибрано. Да и ремонт надо делать. Но, честно говоря, ни сил нет, ни настроения, - вздохнула она. - Видели бы вы, в каких домах я жила! Когда вышла замуж за летчика-космонавта Егорова, мы поселились в совершенно ошеломляющей, шикарной квартире. Она занимала весь этаж, одна гостиная – 60 квадратных метров! А вместо ванны – бассейн. Я была влюблена в ту квартиру, столько в нее вложила. Стены, обтянутые шелком, гостиная в золоте, французская мебель позолоченная. Роскошный рояль… Юлиан Семенов, когда вошел в наш дом, ахнул: «Ребята, такой квартиры я ни у кого не видел!» Когда мы расстались и занялись разменом, я сказала: «Все равно что, лишь бы в этом районе, на Малой Бронной». Так я попала в этот дом. Рояль пришлось оставить на старой квартире, его некуда было везти. Мои знакомые удивлялись: «Наташ, тут даже как-то неловко себя чувствуешь. Будто это и не твоя квартира».
Наталья Николаевна первый раз вышла замуж совсем молоденькой – в 18 лет, за известного тогда режиссера Юрия Чулюкина. «По любви или корысти ради – в надежде получить хорошую роль?» - осмелилась я уточнить.
- Это так внезапно произошло, - рассказала актриса. - Юрий часто приходил во ВГИК, где я училась. Он мне потом признался: «Сразу, как я тебя увидел, сказал себе: «Эта девочка должна стать моей женой». Через неделю пригласил почитать какой-то сценарий. И вдруг заявил: «Наташа, мы с тобой завтра женимся!» Я тогда снималась в Минске. Меня отпустили дней на пять домой передохнуть. Я говорю: «Юр, я так не могу, мы даже не знаем еще друг друга». А он ни в какую: «В Минск ты поедешь моей женой!» Мы пошли и поженились. На другой день прилетаю в Минск, говорю: «А я замуж вышла. За Чулюкина». Мне не поверили – он после «Девчат», «Неподдающихся» в такой моде был. Пришлось паспорт показывать. С Чулюкиным мы прожили восемь лет.
- Правда, что вы мечтали сыграть Тосю в «Девчатах»?
- Это Надежда Румянцева в программе «Старый телевизор» как-то рассказала: дескать, еле выбила эту роль у Кустинской. Она же была женой Чулюкина, и тот якобы мог ее потерять, если бы не отдал ей роль Тоси. Ведущий Новоженов тогда спросил: «Ну, наверное, она теперь ваш враг?» - «Да нет, говорит Румянцева. – Наталья мне после сама сказала: «Надь, ты хорошо сыграла. Я бы так не смогла». К тому же на эту роль меня не утвердил худсовет. Сказали, если такая приедет на Север, все из-за нее передерутся.
- Почему вы развелись с Чулюкиным?
- Потому что я встретила Егорова.
- Вот как? Но в одном из интервью вы сказали, что у вашего мужа появилась другая женщина…
- Это правда, но он не уходил из семьи. Дама сама дни и ночи ему названивали, а потом даже поселилась у его мамы. Мне захотелось на нее посмотреть, и я приехала к свекрови. Юрина пассия встретила меня в дверях – на ней был халат моего мужа. Мне стало очень обидно. Я же Юру выходила – он всю жизнь, бедный, мучился с почкой. Нашла ему врача-гомеопата. Все подъезды обошла – знала только, что он живет в районе «Ударника». Доктор мне сказал, какие травы варить. И тут такое предательство. Было больно, но не так, как после разрыва с Егоровым. Мы с ним очень долго не были знакомы. Его бывшая жена, актриса Наталья Фатеева, словно специально нас друг другу не представляла. Она часто повторяла, что по характеру мы с Борисом очень похожи. А Егоров не раз говорил, что Фатеева не в его вкусе. Та его спрашивала: «А кто ж в твоем вкусе?» А он: «Брижит Бардо, Кустинская…»
На Новый год, рассказала Наталья Николаевна, они с мужем пригласили Фатееву и Егорова. Через несколько дней Борис позвонил: «Я у вас зонт забыл!» Пришел за зонтом и уговорил Кустинскую поехать с ним пообедать – внизу стояла его машина с шофером. За бокалом сухого признался: «Наташа! Я такую девочку, как ты, во сне видел. Мы должны быть вместе!» Больше ни актриса, ни космонавт домой не возвращались.
Эта история навсегда развела двух тезок – Кустинская и Фатеева даже не здоровались.
- Одно время Наталья писала во все журналы, - поведала моя собеседница. - То рассказывала, как она Бориса любит, то грозила, что он не увидит дочь. Потом заявляла, что никогда его любила и что с ним ей было неинтересно. Страшно обижалась на Бориса за то, что тот ни разу не позвонил после развода, не спросил, как дочь. Но Борис почему-то так и не признал дочь своей. Он собирался сделать тест и прекратить платить алименты. У него ведь еще сын от первого брака. Но я была против этой затеи: «Ни в коем случае не делай этого! А вдруг подтвердится, что это твоя дочь, в каком ты окажешься положении? Давай уж выплатим все эти алименты».
- Жили мы нормально, - вспоминала Кустинская. - У нас были машины с шофером и свои личные иномарки, в Москве тогда никто на таких не ездил. У Бориса «бьюик», а у меня «форд-капри», маленький, серебристый, как самолетик. Одевались роскошно, потому что нас часто приглашали на приемы в Кремль. Борис из-за границы привозил мне чемоданы одежды. Я носила норковую шубку с бриллиантовыми пуговицами, манто из розовой каракульчи.
А Наталья против меня строила козни. Меня пригласили в Мюнхен сниматься в фильме по Томасу Манну «Волшебная гора». Моим партнером должен быть Шон Коннери. Я месяц готовилась, каждый день ходила в бассейн, четыре месяца, кроме огурчика и яблочка в день, ничего не ела. Весила 42 кило. Но меня не выпустили. Сказали, что советская актриса не должна сниматься в… секс-фильме. И это все благодаря стараниям Фатеевой. Она действовала через своего приятеля Цвигуна, помощника Андропова. Меня вызвали в ЦК партии и велели сказать приглашающей стороне, мол, занята очень. Режиссер из Германии прислал телеграмму: «Кто же там у вас такие враги?» А поработай я за границей, может, и жизнь по-другому пошла.
В «Три плюс два», рассказала Наталья Николаевна, она снималась, когда еще была замужем за Чулюкиным, и искренне радовалась, что общается с такой известной актрисой (Фатеева старше на четыре с половиной года).
- Но она уже тогда кутила, - пожаловалась Кустинская. - Требовала, чтоб ее имя первым поставили в титрах. Режиссер Оганесян меня тогда вызвал и говорит: «Наташ, вы не обидитесь, если я Фатееву в титрах первой поставлю?» А я: «Да ради бога, ставьте!» А он: «Ну ладно, я на широком экране поставлю, фильм покажут неделю, и все. А вас поставлю на узком, по телевидению фильм 40 лет будет идти!» Фатеева требовала, чтобы ей повысили ставку, иначе она не станет сниматься. Всей группой уговаривали ее остаться, в Москву звонили, просили, чтоб ей эту самую ставку повысили. Снимали картину в Новом Свете под Судаком. Нас поднимали часа в четыре, в пять мы уже сидели на гриме. Очень спешили – снимать начали в конце октября. На главные женские роли перепробовали кучу актрис, манекенщиц, балерин. Потом приехал Сергей Владимирович Михалков, автор сценария, и говорит: «Не заю, как с ней – это он о Фатеевой, - а на вторую роль и искать не надо – вот вам Наташа Кустинская». Фатееву он не любил. Говорил: «Она не подходит на эту роль». Режиссер тоже ею был недоволен. Она же по сценарию циркачка, быстрая, прыгучая. А Наталья перед камерой держалась заторможенно. «Как п-пионер-в-вожатая», говорил Михалков. Компания на съемках подобралась замечательная. Андрюша Миронов, Женя Жариков, Гена Нилов. С Жариковым на съемках была его первая жена Валя. Она работала тренером по фигурному катанию на каком-то московском катке. Валя постарше Жени и очень некрасивая, ревновала его ко всем страшно.
- Говорят, Андрей Миронов не пропускал ни одной красивой дамы. У вас с ним романа не случилось?
- Так он в Фатееву в то время был влюблен. И она ему отвечала взаимностью. Ему тогда 22-й год шел, а ей 28. А меня он, бывало, обнимет: «Ну почему я тебе не нравлюсь?! Я всем нравлюсь!» А я ему: «Андрюшка, да отойди ты! Всем нравишься, а мне нет!»
- И перед обаянием Высоцкого вы устояли? Он ведь тоже пытался за вами ухаживать?
- Мы с ним встретились на концерте в Доме офицеров. Я его тогда не знала даже, он тогда не был еще знаменит. Я стояла – красивая, в шикарном платье, а он подошел – маленький, в каком-то невзрачном костюмчике. «Вы домой едете? Можно я вас провожу?» - спрашивает. Администрация в ужасе: «Владимир Семенович, вам же выступать!» А он: «Не буду я выступать!» Но я фыркнула: «Провожать меня не надо, я в этом не нуждаюсь!» Я так потом за эту фразу переживала! Володя написал песню, и мне кажется, она посвящена мне. Там есть такие слова: «Все телефоны трещат, и все только одно твердят: «Наташа, Наташа!» А заканчивается: «Ну вот, слава богу, телефоны уже больше не звонят».
За мной многие пытались ухаживать. Я никогда не нравилась обычным мужчинам, рабочим с завода, к примеру, а вот изысканные, известные люди добивались моего расположения. Смоктуновский, Наумов, Магомаев… Алексей Баталов очень хотел, чтобы я снялась в его фильме «Игрок» и, вероятно, рассчитывал на большее. Но… тогда уже появился Борис. Он посадил меня в «Стрелу», и я поехала в Ленинград на съемки. Вечером Баталов пригласил меня вместе поужинать. Я побежала наводить красоту к маминой подруге, у которой останавливалась в Питере. Вошла в дом и обалдела: за столом сидел Борис. Он прилетел утром первым самолетом. Естественно, я никуда не пошла. Баталов за это затаил на меня зло. Отстранил от участия в фильме.
- А если бы не Борис?
- Возможно, жизнь сложилась бы по-другому. Но Борис не оставлял мне шансов на общение с другими мужчинами. Все 19 лет, пока мы были вместе, не отставал от меня ни на шаг. Помню, с Георгием Вициным мы давали концерты во Львове. Так Борис каждый день после работы туда прилетал, а утром улетал в Москву. Из Америки по пять раз в день звонил. Да и я была охвачена только им.
- Почему вы расстались?
- Расстались по-глупому. Я долго лежала в больнице: выгуливая собаку, упала и серьезно повредила позвоночник. И вдруг почувствовала: у Бори появилась другая женщина. И не ошиблась. Подала на развод. Может, сгоряча. Он потом звонил, просил принять его обратно. Но я вскоре снова вышла замуж. Назло, наверное. А потом Борис умер. Перед самой смертью его многие видели в нашем районе, он заезжал в магазины, в наш дом заходил. Словно прощался.
- На похороны вы с Натальей Фатеевой вместе пришли?
- Да, но я не замечала никого. Я сама была еще очень слаба. Это счастье, что рядом со мной в тот момент оказался замечательный человек, мой последний муж Геннадий Хромушин, который меня очень любил. Он экономист, работал в МГИМО, в МИДе. Был помощником Хрущева, потом Александра Яковлева. Гена очень бережно ко мне относился. Хотел, чтобы я побольше отдыхала. Постоянно меня старался накормить. Он понимал, что я очень страдаю, и всегда был рядом.
Последний супруг Натальи Кустинской умер в ноябре 1999-го. Пошел за хлебом и упал на лестнице. Сердце… Летом того же года он сломал плечо, при операции занесли инфекцию. Была еще одна операция. После нее стало все болеть, рука болталась, как плеть.
- Я забрала Гену из больницы, ухаживала, как за маленьким, - поделилась актриса. - Вскакивала в семь, бежала за деревенским творогом. Первое время после его смерти не могла сдержать слез - хотя никогда раньше не плакала. Искала его, ждала, что придет с работы. До смерти Гены я очень тосковала по Борису. А потом – все.
Одна знакомая мне как-то сказала: «Я много видела в жизни людей, которые что-то теряют, но никогда не встречала человека, потерявшего столько, сколько ты». Все потеряла, все разломала…
Я осталась одна, без работы, без денег, без квартиры фактически. Ну как можно было уйти от Бориса?! Он звонил, умолял: «Кошка – он так меня называл, - прости меня, давай начнем все сначала!» Жора Гречко нам говорил: «Господи, да что вы ссоритесь, ребята! Борь, если б у меня сидела такая, как она, - да пусть она что хочет делает, только бы сидела!» Надо уметь прощать. У меня была потрясающая няня Маруся. Она из крестьян, четыре класса окончила. Пришла к нам, когда мне было две недели, и прожила с нами всю жизнь. Маруся говорила: «Если у тебя что-то есть, всегда отдай тому, у кого нет. Пригрей, накорми. Чтоб только не думать о себе. И не суди, а постарайся понять». Прислушаться бы мне к ней раньше…
К сожалению, 12 декабря 2012 года яркая актриса ушла из жизни. На склоне лет навалились болезни. Сахарный диабет, пневмония, потом случился инсульт – она скончалась в Москве в больнице имени Боткина, не приходя в сознание. Ей было 74 года.
Ударила каблуком в висок
Единственного сына Дмитрия – Митю - Наталья Николаевна родила во втором браке - с переводчиком Волковым. Но когда она вышла за Егорова, тот принял мальчика, как родного, и дал свою фамилию. В 13 лет симпатичный паренек привлек внимание режиссера Ролана Быкова, подбирающего актеров для фильма «Чучело». Он сказал, у подростка «серьезное лицо и капризная губа» - то, что надо по роли. Именно Митя - Димка Сомов в картине – предательски поджег героиню Кристины Орбакайте – Лену Бессольцеву, не сумев противостоять давлению класса.
К сожалению, и в реальной жизни Дмитрий Егоров оказался безволен и слабоват характером. Очень способный – молодой человек закончил МГИМО, знал три языка – он так и не нашел себя. Работал переводчиком, женился, но дальше произошла катастрофа – семимесячный сын умер от гидроцефалии – и жизнь покатилась под откос. Жена Наталья пристрастилась к спиртному. Пара рассталась. Дмитрий пытался построить отношения с другой женщиной, Ольгой, но та тоже оказалась алкоголичкой, да еще наркоманкой. Несколько раз доходило до драки – однажды Дмитрий выхватил у сожительницы шприц, и та со всей силы стукнула его каблуком-шпилькой в висок. Парня увезла скорая.
В октябре 2002 года 32-летний сын Кустинской умер при странных обстоятельствах. Вышел погулять с собакой и не вернулся. О смерти Дмитрия актрисе сообщила милиция. Официальная версия – сердечная недостаточность, но Наталья Николаевна не сомневалась: Митю убили. Она уверяла, что в злодеянии ей призналась та самая Ольга, уже распускавшая руки под влиянием дури. Но расследования не было, а вскоре сожительницу Дмитрия нашли мертвой на Патриарших прудах.
Дмитрия Егорова похоронили рядом с мамой, Натальей Кустинской, в Москве на Кунцевском кладбище (участок 8).