Диего Веласкес. Тайны самого загадочного испанского художника
Больше важного и интересного на нашем YouTube-канале!
Конкуренты называли его портретистом и пытались подорвать его репутацию перед самим королем. Но он смог доказать свою «профпригодность», победил в конкурсе на создание крупного батального полотна на совершенно незнакомую тему и стал первым, а, значит, главным придворным живописцем испанского монарха Филиппа IV.
Во дворце
Испанский художник Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился в Севилье и был дворянином, правда, обедневшим. Он учился писать картины у лучших художников Испании, и уже в 18 лет открыл собственную мастерскую. Благодаря таланту, но не без ценных связей, Веласкес получил заказ на портрет короля Филиппа IV. Тот, к слову, ценил искусство и сам мечтал стать художником.
Работа Диего Родригеса так понравилась королю, что с тех пор писать портреты монарха имел право только он. Также Веласкес время от времени писал портреты королевских детей. Чаще всех — инфанту Маргариту. Существует несколько изображений девочки, на которых четко отслеживаются этапы взросления дочери Филиппа. Портрет кисти Диего хотели заполучить почти все испанские аристократы. Кроме приближенных к королю людей, художник создал целую серию изображений выдающихся деятелей испанской культуры, таких как Лопе де Вега, Кеведо, Тирсо де Молина и Педро Кальдерон.
Когда умер один из придворных мастеров, король сразу же на его место принял Веласкеса. Это явно не понравилось остальным художникам при дворе, поскольку вряд ли кто-то из них хотел находиться в тени «новобранца». Они сразу же оклеветали Диего, распространяя сплетни о том, что тот способен писать лишь портреты.
Король Филипп IV отреагировал на слухи достаточно обдуманно. Он устроил конкурс, в рамках которого нужно было написать крупную картину на тему изгнания морисков. На полотне Диего был изображен трагический момент — изгнание из страны людей, имеющих арабское происхождение. Несмотря на то, что задание не было легким, Веласкес справился. Он победил и стал главным придворным художником испанского монарха, а его работу король приказал выставить в одном из залов дворца для всеобщего любования.
Читайте также: Почему картины этого художника наводят ужас?
Путь к славе
Художник был широко известен в Испании, но инквизиционный режим того времени не позволял ему заявить о себе на весь мир. Ситуацию изменило расположение Филиппа IV, который разрешил Диего посетить Италию. Проводя время на соседнем полуострове, тот знакомился с работами известных художников и копировал их картины, пытаясь понять, чем они руководствуются при создании своих шедевров. Он вдохновлялся Микеланджело и Тинторетто, изучал античную скульптуру, расширял свой кругозор. Поездка повлияла и на то, как Веласкес стал писать портреты. Они стали более яркими и живыми.
Во время второй поездки в Италию молва о Веласкесе была уже совсем другой. Его воспринимали не как малоизвестного новичка-художника, а как настоящего профессионала. Этот период примечателен тем, что Диего создает невероятный портрет папы римского Иннокентия Х. Когда понтифик увидел картину, то некоторое время просто молчал, а затем сказал одну-единственную фразу:
«Слишком верно».
По слухам, работой он был доволен и щедро вознаградил художника за нее. Дело в том, что мастер уловил саму суть человека, почувствовал его властность, внутреннюю силу, темперамент и смог это все передать на полотне — в жестоком взгляде, в напряженных мышцах лица, в скованной позе, в игре и изобилии красного. До сих пор эта картина считается апогеем портретного мастерства.
Читайте также: «Водяные лилии в розовом». В чём секрет мистической картины Клода Моне?
Возвращение на Родину
Узнав об успехах любимого художника, Филипп IV срочно пишет ему письмо с прошением приехать во дворец, а по возвращении возводит мастера на высшую в государстве должность — гофмаршала. Уж теперь-то Веласкес стал полностью независим, если так можно сказать о консервативной Испании, где во всей своей красе процветала инквизиция.
Тем не менее, Диего Родригес решается написать обнаженную женщину. Однако для того, чтобы обезопасить себя и свое творение, он добавляет в произведение нотку античности — рисует на полотне Купидона, сына Венеры.
Одним из самых главных полотен Веласкеса позднего периода является композиция «Менины». Но это не обыкновенный портрет. Здесь изображен и сам великий художник. Точнее, именно он является центральным персонажем, хотя и находится на заднем плане, за работой.
Кстати, с этой картиной связана одна очень интересная загадка. Дело в том, что Диего изображен как рыцарь Ордена Сантьяго — на его груди красуется красный крест. При этом работа была закончена до того, как Веласкес был удостоен награды. Многие считают, что красный крест позже дописал сам Филипп IV, поскольку у него несомненно имелся ключ от мастерской Диего Родригеса, а также был навык работы с маслом. Вероятно, так он отблагодарил любимого художника за годы службы Короне. Ведь Веласкес, будучи не особо знатным и богатым дворянином, не имел права на эту награду. Но так как художник о ней очень мечтал, король попросил Папу сделать исключение.
Спонтанный уход
Кто знает, сколько бы еще шедевров создал великий испанец, но? к сожалению, вскоре после свершившейся мечты мастер кисти скоропостижно скончался. Он подхватил болезнь во время поездки в испанский павильон на границе с Францией. Готовилась свадьба королевской дочери и французского монарха Людовика XIV. После посещения церемонии бракосочетания Веласкеса охватила лихорадка, и спустя некоторое время он умер. К слову, до самой кончины испанского художника будто преследовала цифра 6. Родился он 06.06.1599 года, умер 06.08.1660 в возрасте 61 года.
Филипп IV похоронил любимого художника с почестями, положенными рыцарю, в мадридской церкви Иоанна Крестителя, где спустя 8 дней была похоронена и жена Веласкеса Хуана.
Спустя 5 лет король Испании умер. Во время наполеоновских войн церковь Иоанна Крестителя и могилы Диего Веласкеса и его супруги были уничтожены французами.
Читайте также: Секрет Моны Лизы. Кто на самом деле изображен на картине?
Больше интересных статей в нашем Telegram! Подпишись, чтобы ничего не пропустить!