Войти в почту

Скрипка с трех лет, борьба с алкоголизмом и крепкий брак: маэстро Раймонд Паулс отмечает 85-летие

Сегодня 12 января на латвийских радиоканалах звучат исключительно мелодии авторства Раймонда Паулса. Так страна отмечает 85-летие композитора, которого сама Алла Пугачева величала «маэстро», а специалисты поначалу не хотели воспринимать всерьез, теперь же считают его музыку гениальной.

Скрипка с трех лет, борьба с алкоголизмом и крепкий брак: маэстро Раймонд Паулс отмечает 85-летие
© Экспресс газета

Как это часто бывает, в маленьком Раймонде воплощали свои несбывшиеся мечты родители. Отец Паулса был скрипачом-самоучкой, а дед молотил по барабанам, подогревая гостей на свадьбах, но все это было только хобби. Оба работали на заводе стеклодувами, поскольку это давало доход, позволявший кормить семью, а музыка – нет.

Едва Раймонду исполнилось три, его определили в детский садик при Рижском музыкальном институте, конечно же, в класс скрипки. Отец мечтал, что сын станет виртуозом, но короткие не гибкие пальцы мальчика разбили надежды – с такими успеха в игре на струнном инструменте добиться невозможно.

Тогда Волдемар Паулс стал копить деньги на пианино: стоило оно неподъемную сумму, но вдруг подвернулась выгодная сделка: немцы, уезжавшие на родину, продали подешевле.

Мало какому ребенку понравится часами жать на клавиши, разучивая гаммы и классические произведения. Но у Раймонда не было выбора: отец тщательно следил, чтобы сын много занимался. После обычной школы он шел в музыкальную, а затем не вылезал из-за инструмента дома. Конечно, ему эта музыка была поперек горла: каждый день одно и то же да еще с друзьями не погуляешь. Но пойти против отца он не мог. Единственное, в чем проявлялся протест юного Паулса – импровизация вместо классики, когда родители не слышали.

В какой-то момент Раймонд все же стал получать удовольствие от игры. Особенно, когда он стал подыгрывать на пианино, создавая музыкальный фон в школьных спектаклях, и получил свою долю славы.

Умение импровизировать привело его в джазовый ансамбль. Нельзя сказать, что это было большой удачей: прорваться в большие залы, а тем более, на радио или телевидение, играя западную музыку, было невозможно. Они пытались участвовать во Всесоюзном музыкальном конкурсе, но вылетели после первого тура.

Окончив консерваторию, поступил в Рижский эстрадный оркестр, позже стал его художественным руководителем. О композиторе узнал весь Советский Союз, когда его композиция «Листья желтые над городом кружатся» прозвучала в «Песне-1977». Правда, мелодию Паулс сочинил в 1968-м, и поначалу ее исполнял дуэт Маргариты Вилцане и Ойяра Гринбергса на латышском языке – автором слов был Янис Петерс.

Русский текст придумал Игорь Шаферан. Песня была настолько популярна, что спеть ее довелось многим, в том числе, Ренату Ибрагимову, Лайме Вайкуле, Анне Вески, ВИА «Самоцветы». Не отставали и современные исполнители: Анжелика Варум, например, и даже профессор Лебединский отметился.

Слава и популярность обрушились на Раймонда Паулса в 1980-х, когда он стал работать с Аллой Пугачевой. «Маэстро» и «Старинные часы», «Миллион алых роз» и «Делу – время» стали шлягерами на многие годы. В тот же период песни на мелодии Паулса исполняли Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, София Ротару. Его музыка звучала в кинофильмах – «Долгая дорога в дюнах» и «Как стать звездой» и на театральной сцене. И музыкальный фестиваль «Юрмала» появился по инициативе композитора в конце 1980-х.

После развала СССР стал министром культуры в получившей независимость Латвии и проработал на этой должности четыре года. В 2002 году вместе с Игорем Крутым создали фестиваль молодых исполнителей «Новая волна». Через 11 лет Паулс откажется быть сопредседателем жюри: по его мнению, задуманный как поиск молодых талантов по всей стране конкурс превратился в смотр ставленников олигархов.

Может показаться, что жизнь композитора складывалась удачно, постепенно возводя его на музыкальный олимп. Однако на самом деле, все могло закончиться печально. Только начиная свою карьеру, Раймонд Паулс не гнушался играть в ресторанах. Благодарные посетители непременно угощали пианиста, и поди откажись! Бокал, другой, третий, и так каждый день, потом недельные запои и серьезная алкогольная зависимость. Однажды Паулс не смог выйти на сцену, и его уволили из Рижской филармонии. Все окружение твердило музыканту, что нужно лечиться.

На тот момент он уже был женат на Светлане Епифановой. Познакомились молодые в Одессе, где девушка, лингвист по образованию, работала гидом «Интуриста», а Паулс был с гастролями. У супругов росла дочь Анета. Девочке был всего годик, когда папа осознал, что с алкоголизмом нужно бороться, иначе не только потеряет семью, но и жизнь пойдет под откос.

Раймонд Паулс лег в больницу. С тех пор он не прикасался к алкоголю, а вскоре отказался и от курения.

Не замечен был композитор и в похождениях налево. Пожалуй, единственный роман, который ему приписывали, - с Аллой Пугачевой. Опровергая близкие отношения с Примадонной, Паулс приводил железные аргументы:

- Возможно, если бы между нами что-то случилось, то мы сейчас не были бы так дружны с Аллой, все бы по-другому сложилось в наших судьбах! А у нас, слава Богу, отношения дружеские, приятельские.

Крепкому браку супругов уже более 60 лет. Их дочь Анета училась в ЛГИТМиКе на специальности «режиссер телевидения», живет в Москве с мужем-датчанином, работавшим в представительстве «Скандинавских авиалиний». У них трое детей: две дочери и сын.

Раймонд Паулс, несмотря на возраст, до сих пор выходит на сцену. Даже в минувшем году, когда все отменялось, умудрился дать более 50 концертов. На 85-летие тоже запланировано выступление – в концертном зале «Дзинтари» в Юрмале. Причем, Раймонд Паулс не ждет особых подарков. Говорит, все у него есть. Главное, чтобы его музыка по-прежнему трогала слушателей за душу.