Айболит, Хабенский-экскурсовод и советские легенды: что россияне смотрели на январских каникулах

«Ирония судьбы» или «Один дома»? Английский футбол или русский театр? Что-нибудь позитивное для всей семьи или, вопреки всему, сложный авторский фильм? Не так уж много настолько животрепещущих вопросов на долгих новогодних каникулах, как элементарное «Что посмотреть?». Идеальное решение извечной проблемы выбора предоставляет онлайн-кинотеатр Okko, в котором найти что-то для себя может каждый зритель, что бы он ни любил: фильмы, сериалы, спорт, искусство, детские шоу или научно-популярные и образовательные передачи. Более того, репертуар Okko настолько обширен (более 80 тысяч фильмов, мультфильмов и сериалов) и так регулярно обновляется, что сертификат на подписку в онлайн-кинотеатре выглядит отличным подарком и на Новый год, и на несколько лет вперед. Во всем многообразии контента, конечно, хватает и самых разных опций для просмотра долгими праздничными вечерами в начале января. И если проверенная временем классика вроде той же «Иронии судьбы» в представлении не нуждается, то некоторые из новинок-эксклюзивов заслуживают отдельной рекомендации. «Лента.ру» выбрала десять самых ярких и необычных фильмов и сериалов 2020 года, которые россияне смотрели в Okko в новогодние каникулы.

Айболит, Хабенский-экскурсовод и советские легенды: что россияне смотрели на январских каникулах
© Lenta.ru

Избавившись от тяжкого бремени нести костюм Железного человека (без шуток — роль Тони Старка отняла у актера 12 лет жизни), Роберт Дауни-младший наконец вернулся к тому, что у него блестяще получалось задолго до марвеловской супергероики, а именно — к эксцентрике на грани комедии. «Удивительное путешествие доктора Дулиттла» — новый пересказ классической истории об умеющем коммуницировать со зверями враче — предоставляет возможностей для такой эксцентрики предостаточно, неудивительно, что Дауни вынашивал мечту сыграть придуманного писателем Хью Лофтингом британского Айболита годами. В этой адаптации «Дулиттла» одаренный ветеринар предстает затворником-вдовцом, которому суждено поправить пошатнувшееся здоровье британской королевы — при активной помощи четвероногих друзей в диапазоне от оптимиста-стрекозы до психованной гориллы. Отдельное удовольствие — наблюдать, как раньше выстраивавший хитроумные многофигурные фильмы-композиции (например, в «Сириане» или сценарии «Трафика» Стивена Содерберга) режиссер Стивен Гейган теперь орудует целым многоголосым зверинцем.

Новогодние праздники — время, когда большая часть россиян привыкла обращаться к нестареющей классике советского кино. Почему бы заодно не всмотреться поближе в тех, кто это кино освещал своим ярким присутствием? Мало найдется легенд экрана и сцены столь же бесспорных, как Алиса Фрейндлих, звезда «Служебного романа» и «Трех мушкетеров», «Сталкера» и «Жестокого романса». В фильме документалиста Дениса Клеблеева Фрейндлих впускает камеру, а с ней и зрителей в свою творческую кухню: «Алиса» запечатлевает процесс работы актрисы над спектаклем Ивана Вырыпаева «Волнение», в котором ей отведена главная роль экстравагантной американской писательницы. Механика перевоплощения, тонкости и трудности актерской работы, природа театра не только как искусства, но и как образа мышления — все это в «Алисе» предстает как на ладони. Не менее ценны и сцены из частной жизни Фрейндлих, которых в фильме Клеблеева тоже предостаточно и которые сняты с впечатляющим благородством и уважением к женщине в центре кадра. А еще «Алиса. Волнение» — отличный мостик к богатой подборке театрального контента Okko и к работам лаборатории «Okko Театр», которой руководит тот же Вырыпаев, который в этом кино режиссирует Фрейндлих в «Волнении».

Одна из самых увлекательных — и при этом неочевидных — страниц американской истории оживает на экране в «Войне токов» Альфонсо Гомес-Рехона: войной токов называли борьбу передовых инженеров и предпринимателей конца XIX века за электрификацию и освещение городов. Борьбу, в которой принимали активное участие такие легендарные личности, как Томас Эдисон и Никола Тесла — и которую в фильме Гомеса-Рехона (спродюсированном, к слову, Тимуром Бекмамбетовым) разыгрывают такие звезды, как Бенедикт Камбербэтч, Николас Холт и Майкл Шеннон. «Война токов» не только ставит гонку за патентами на электрификацию как роскошно обставленный и точный в исторических деталях детектив, но и выводит через нее достаточно глубокую (и актуальную не только в XIX веке, но и сейчас) мысль о том, что по-настоящему прогресс двигают вовсе не гениальные идеи или визионерские амбиции, а движение капитала. Фильм вышел в прокат еще в 2017-м, но в России премьера состоялась в 2019-м.

Историю науки — а значит, и историю человечества — творили не только мужчины. «Опасный элемент», новый фильм автора «Персеполиса» Маржане Сатрапи, повествует о великой Мари Кюри, единственной женщины, удостоенной сразу двух Нобелевских премий — по физике и химии. В «Опасном элементе» ее играет звезда «Исчезнувшей» Розамунд Пайк, которой удается передать и одержимость Кюри своим делом, и ее независимость от шовинистских предрассудков, и ее непростой, по крайней мере в отношениях с дочерями, характер. Сатрапи находит способ оживить биографический стандарт с помощью как бодрых и эффектных визуальных решений, так и ясного осознания влиятельности научных свершений героини: Кюри и ее муж открыли химические элементы радий и полоний, показав человечеству дорогу и к развитию медицины, и к атомной бомбе. Катастрофические последствия «Опасный элемент» показывает в коротких, но бескомпромиссных вставках, демонстрирующих подлинный характер и природу научного прогресса. Закрепить же и развить эти знания можно во множестве научных и образовательных фильмов и шоу, которые есть в онлайн-кинотеатре Okko.

Победителю Каннского фестиваля и триумфатору «Оскара» корейцу Пон Джун-хо, который благодаря картинам вроде «Вторжения динозавра», «Воспоминаний об убийстве» и «Сквозь снег» давно зарекомендовал себя как один из лучших в мире режиссеров жанрового кино, удалось снять ленту одновременно авторскую, уникальную по стилю и манере повествования и зрелищную, держащую внимание бесперебойным потоком сюжетных твистов и эффектных приемов. История нищего семейства, которое обманом и артистизмом втирается в доверие к напыщенно буржуазной семье, в руках Пона превращается в слепок травмированного состояния умов и душ в корейском обществе — а вслед за ним и во всей современной жизни. Решив же, вслед за полноцветной, выпустить на экраны еще и черно-белую версию своего фильма, Пон и вовсе доказал, что «Паразиты» в этом как будто напрашивающемся на сравнения с классикой середины прошлого века варианте вполне могут считаться и высказыванием на вечные темы.

В новогодние каникулы, конечно, особенную ценность приобретают фильмы и сериалы, которым удается быть смешными, но при этом душевными, затрагивающими заботы и чаяния большей части зрителей (собственно, на этом сочетании и строится неувядающая популярность лучших советских комедий и мелодрам). Таков, например, веб-сериал «Бар "На грудь"» — удивительный проект режиссера и актрисы Ирины Вилковой, повествующий о буднях и лицах питерского питейного заведения, какими они предстают из-за барной стойки. По крайней мере в первом сезоне. Во втором же сезоне (в духе, например, великого американского сериала о нью-йоркских потребителях индики с сативой «Кайф с доставкой», после переезда из интернета на HBO резко прибавившего в масштабах и амбициях) «Бар "На грудь"» осмеливается выйти за пределы вынесенной в его название наливайки и замахнуться на настоящую энциклопедию русской жизни, в которой находится место и староверам с пунктиком на дилдо, и гопникам с рыцарскими амбициями, и раздобревшим от романтики бандитам.

Пандемия коронавируса внесла в планы киноиндустрии серьезные, мягко говоря, коррективы — и по большому счету оставила в 2020 году зрителей без по-настоящему амбициозных и размашистых блокбастеров. Касается это не только американского кино, но и российского, вслед за Голливудом поспешившего перенести многие ожидаемые фильмы на 2021-й. К счастью, некоторые громкие премьеры все-таки состоялись — как, например, «Стрельцов» Ильи Учителя, картина, которая с одной стороны, как будто работает по уже успевшему набить оскомину шаблону кино о больших победах и великих мастерах советского спорта, с другой же — поразительным образом этот самый шаблон подрывает. Судьба Эдуарда Стрельцова, потенциальной мировой звезды футбола, в расцвете карьеры попавшего в лагеря и на рудники, безусловно трагична. Учитель, впрочем, вместо того, чтобы надрываться сантиментами, пользуется своим героем для того, чтобы дать хулиганскую отповедь советским шестидесятым с их двуличием, невежеством властей и тотальным абсурдом. Тем же, кто предпочитает исключительно серьезное отношение к спорту и его героям, Okko предлагает и футбол как таковой — причем в самом концентрированном своем виде, как АПЛ в подписке «Okko. Спорт».

Один из самых причудливых фильмов прошлого года — перекачанный матерком и токсичным мужским духом, преисполненный иронии психохоррор Роберта Эггерса «Маяк», фанатов которого только прибывает после премьеры на Каннском фестивале-2019. Чтобы эффектно, порой даже слишком, расхристать образцовую маскулинность вульгарным сюром, Эггерсу хватает черно-белой картинки и всего двух актеров: Уиллема Дефо в роли матерого смотрителя маяка и Роберта Паттинсона в качестве его молодого помощника-сезонщика. В процессе режиссер не менее выразительного арт-хоррора «Ведьма» ухитряется еще и вернуть актуальному киноязыку способность вступать в диалог с монохромной модернистской киноклассикой прошлого — от немецкого экспрессионизма Ланга и Мурнау до скорее в пародийной форме понятого Ингмара Бергмана.

Малевич и Шагал. Петров-Водкин и Кандинский. Родченко и Татлин. А еще Хабенский. Какое отношение самый известный (и уж точно самый востребованный) актер современного отечественного кино имеет к классикам русского авангарда? Что ж, именно его глазами произведения великих художников ХХ века предстают в новой части проекта «Третьяковка с...» Если в предыдущей серии Сергей Шнуров ходил по залам Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и упражнялся в остроумии и небанальном видении классики русской живописи, то Хабенский в компании гендиректора Третьяковки Зельфиры Трегуловой соприкасается уже с коллекцией Новой Третьяковки — и задает о «Черном супрематическом квадрате» Малевича, а также об авангарде в целом ровно те вопросы, которые уже сотню с лишним лет волнуют всех обывателей. Трегулова ему обстоятельно отвечает — и в их диалоге рождается импульс к пониманию искусства ХХ века, развить который вполне можно в других фильмах и сериалах проекта «Искусство онлайн» в Okko.

Ева Грин в космосе — для фанатов актрисы, прославившейся ролями в «Мечтателях» и «Казино "Рояль"», такого описания уже более чем достаточно. Что ж, Грин в самом деле выдает в фантастике Элис Винокур, возможно, лучший перформанс в своей кинокарьере, играя целеустремленную астронавтку, одержимую стремлением к профессиональной реализации — то есть миссии на Международной космической станции. Есть, впрочем, одно препятствие: не меньше, чем без космоса, героиня не может жить без своей семилетней дочери, которую из-за полета придется оставить на целый год. Драматический конфликт между материнством и карьерой Винокур разыгрывает прежде всего через редкую для современной фантастики тактильность почти каждого кадра (по крайней мере среди тех, что разворачиваются на Земле) — немаловажную роль играет здесь и выразительная работа с локациями. Пейзажи Звездного городка в современной России еще никогда не выглядели столь кинематографично!