13 культовых фильмов, которые провалились в прокате

Некоторым фильмам удается моментально покорить своих зрителей. Будь то, например, «Звездные войны» или «Титаник», которые побили в свое время рекорды по кассовым сборам. Но иные культовые картины опередили свое время и не имели никакого коммерческого успеха, что, впрочем, не помешало им изменить историю кинематографа и оставить особый след в сердцах синефилов.

13 культовых фильмов, которые провалились в прокате
© BigPicture.ru

Шоу ужасов Рокки Хоррора (1975)

Творение Джима Шармена, ставшее сегодня уже культовой классикой, было подвергнуто критике после премьеры в Великобритании и Америке в 1975 году.

Зрители не совсем понимали, что их ждет, и не предвкушали возможности увидеть мюзикл в кинотеатрах. В конечном счете низкая явка привела к тому, что киноленту сняли с экранов. Мюзикл успел появиться только в восьми городах и заработать 22 тысячи долларов.

Обретение статуса культовой классики с Тимом Карри в главной роли произошло год спустя, в 1976 году. Тогда один из нью-йоркских кинотеатров начал свои полуночные показы, которые к тому же были интерактивными — зрители могли со своего места выкрикивать реплики. Подобные просмотры фильмов завоевали популярность во многих американских городах и вскоре возродили «Шоу ужасов Рокки Хоррора».

Гражданин Кейн (1941)

Картина Орсона Уэллса, которая сейчас считается одним из величайших фильмов и созданию которой посвящен новый фильм Дэвида Финчера, не имела такого успеха в прокате.

Газетный магнат Уильям Рэндольф Херст, по мотивам жизни которого был снят фильм, настолько возненавидел киноленту, что запретил своим газетам упоминать ее на своих страницах.

С циничным взглядом на американскую мечту и сложным повествовательным стилем фильм потерял 3 миллиона долларов с учетом инфляции, но все же сумел получить девять номинаций на премию «Оскар» и одну победу за лучший сценарий, которую разделили между собой Герман Манкевич и Орсон Уэллс.

Смертельное влечение (1988)

Когда в 1989 году инди-картина с участием Вайноны Райдер и Кристиана Слэйтера появилась в кинотеатрах, она не стала моментальным хитом.

Фильм принес всего 1,1 миллиона долларов, что не окупило даже половины заявленного бюджета. Однако благодаря прокату домашнего видео когда-то провалившаяся картина стала легендой в истории кино, каковой она является и по сей день, и входит в список лучших фильмов о школьниках по версии Esquire.

Сегодня можно встретить множество отсылок на «Смертельное влечение» в других кинолентах, а в 2018 году вышел также одноименный сериал.

Побег из Шоушенка (1994)

В течение многих лет «Побег из Шоушенка» удерживал первое место в списке «250 лучших фильмов всех времен» по версии IMDb и КиноПоиска, но в 1994 году картина не вызвала зрительского восторга.

Премьера адаптации повести Стивена Кинга столкнулась с конкуренцией со стороны таких фильмов, как «Форрест Гамп» и «Криминальное чтиво». В первый уик-энд лента смогла заработать меньше миллиона долларов, что не оправдывало ее бюджет. Лишь после семи номинаций на «Оскар» «Побег из Шоушенка» стал самым популярным фильмом в прокате 1995 года.

Теперь картина стала культовой классикой, которую не перестают крутить на американских телеканалах, а Тим Роббинс, исполнитель главной роли, вспоминает, что, куда бы он ни пошел, обязательно найдется человек, который скажет: «Этот фильм изменил мою жизнь».

Офисное пространство (1999)

«Офисное пространство» сегодня считается основополагающей комедией, описывающей офисную культуру, однако когда в 1999 году картина попала в кинотеатры, она не сразу смогла найти свою аудиторию.

Фильм заработал всего на 800 000 долларов больше, чем было потрачено на производство. Режиссер Майк Джадж в провале своей картины винил плохую маркетинговую кампанию. В одном из интервью он рассказывал, что в трейлере нельзя уместить те шутки и иронию, которые присущи самому фильму. Когда комедия была выпущена на DVD, о ней стали говорить все.

Оказалось, что «Офисное пространство» удивительно точно отражало состояние большинства людей конца 1990-х, которые устали сидеть в офисах и делать бесполезную работу. Именно благодаря видеопрокату фильм Джаджа обрел вторую жизнь, а его героев стало цитировать целое поколение людей.

Скотт Пилигрим против всех (2010)

«Скотт Пилигрим против всех» провалился в прокате, когда впервые был выпущен в кинотеатрах.

Фильм едва смог вернуть половину своего бюджета в 60 миллионов долларов, однако картина Эдгара Райта впоследствии получила положительные отзывы за свой визуальный стиль и актерский состав. К счастью, фильм нашел своих преданных фанатов, которые продвинули его до культового статуса.

Теперь, в 2020 году, в свою 10-ю годовщину, история парня, борющегося с бывшими своей девушки мечты, получает гораздо большее внимание, чем в год своей премьеры.

Бойцовский клуб (1999)

С бюджетом в 63 миллиона долларов «Бойцовский клуб» заработал всего 37 миллионов долларов на продаже билетов. Студия не знала, как продавать такой неоднозначный фильм, и маркетинговая стратегия потерпела провал.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что картина Дэвида Финчера стала неотъемлемой частью истории кино, но в свое время даже Брэд Питт и Эдвард Нортон не смогли помочь триллеру окупиться в прокате. Несмотря на отсутствие отклика в кинотеатрах, Финчер не переставал верить в то, что его работа найдет своего зрителя.

Он вложил огромные средства в релиз на носителях, включив в формат DVD специальные комментарии, помогающие понять историю Тайлера Дердена. Как и предполагалось, все старания режиссера окупились, и фильм вскоре стал одним из самых продаваемых DVD-дисков в истории кинокомпании. «Бойцовский клуб» выручил более 100 миллионов долларов от продаж на видео.

Эта замечательная жизнь (1946)

Удивительно, но картина Фрэнка Капры, которая теперь считается рождественской классикой, обанкротила продюсерскую компанию режиссера, потеряв миллионы в прокате из-за не слишком радостной праздничной обстановки.

Только в 1974 году, когда авторские права на фильм истекли и он стал частью общественного достояния, «Эта замечательная жизнь» обрела новую жизнь на телевидении, где вещатели могли неоднократно транслировать фильм бесплатно на своих каналах.

Донни Дарко (2001)

К прорывному фильму Джейка Джилленхола, который был выпущен в 2001 году вскоре после терактов 11 сентября, мир не был готов.

Картина продержалась в кинотеатрах пять месяцев, но в США смогла собрать всего 518 тысяч долларов при бюджете в 4,5 миллиона долларов.

Только через год благодаря DVD и полуночным показам фильм начал приобретать свой культовый статус, а фандом сюрреалистического триллера и молодого Джилленхола начал стремительно расти.

Фокус-покус (1993)

Выпуск фильма о Хэллоуине в середине лета не помог «Фокус-покусу» найти свою аудиторию. Всеми любимый фильм с тремя ведьмами в исполнении Бетт Мидлер, Сары Джессики Паркер и Кэти Нэджими не стал коммерческим хитом и даже был раскритикован общественностью.

Мрачное повествование, написанное в соавторстве с иконой хорроров Миком Гэррисом, вероятно, оказалось слишком устрашающим для предполагаемой категории юных зрителей. В фильме правда есть достаточно сомнительные сцены для детского фильма с рейтингом PG, что могло в какой-то мере повлиять на его провал.

Как и многие другие фильмы в этом списке, «Фокус-покус» стал любимым хэллоуиновским фильмом фанатов после того, как был выпущен на домашнем видео. Картина обладает настолько сильным ностальгическим статусом, что Disney+ объявил о планах на продолжение.

Бегущий по лезвию (1982)

Научно-фантастическая эпопея Ридли Скотта, которая через десятилетия после выхода на экраны получила долгожданное продолжение, в свое время, в 1982 году, едва сумела окупить свой бюджет в 28 миллионов долларов.

Фильму не помог даже Харрисон Форд, который считался самым известным актером в 1980-х. Благодаря переизданиям DVD на протяжении последующих лет картина наконец нашла свою аудиторию и получила заслуженное место в истории.

Именно благодаря выпуску на видеокассете и режиссерской версии «Бегущий по лезвию» сегодня считается культовой лентой, возможно, опередившей свое время. В 1993 году фильм был включен в Национальный реестр фильмов США, а The Guardian назвал его лучшим научно-фантастический фильмом всех времен.

Большой Лебовски (1998)

Братья Коэн создали множество коммерческих хитов, но даже обладатель «Оскара» «Старикам тут не место» не породил после себя одноименный фестиваль и не вдохновил на особый образ жизни.

Тем не менее фильм, вышедший на экраны в 1998 году, занял лишь шестое место по кассовым сборам в первые выходные, в то время как «Титаник» продолжал набирать обороты.

«Большой Лебовски» спустя годы нашел своих поклонников в Сети, которые превратили фильм в настоящий феномен и сделали его первой культовой лентой эпохи Интернета.

Вилли Вонка и шоколадная фабрика (1971)

«Вилли Вонка и шоколадная фабрика» не всегда имел репутацию семейного фильма. Фильм раскритиковал знаменитый кинокритик Джин Сискел, а издание New York Times и вовсе назвало его утомительным.

Картина Мэла Стюарта почти ничего не заработала в прокате, что разочаровало Paramount Pictures. Студия решила отказаться от продления своих авторских прав, и в 1977 году Warner Bros. купила права на фильм всего за 550 000 долларов.

Новая студия начала продавать ленту телевизионным станциям, где «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» наконец нашел свою аудиторию и стал той классикой, которую знают и любят по всему миру.

Смотрите также — 10 главных сериалов января: «Кобра Кай», «Ванда/Вижн» и «Уокер»

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Источник