Войти в почту

Пишем историю, нахрен. Почему сериал «Внутри Лапенко» перестал быть смешным

На новогодних каникулах создатели сериала «Внутри Лапенко» объявили, что третий сезон уходит на перерыв после четырех вышедших серий. Его показ продолжат весной. Пришло время подвести некоторые итоги и признать печальный факт: 2020 год был таким отстойным, что даже сериал «Внутри Лапенко» перестал быть смешным.

Пишем историю, нахрен. Почему сериал «Внутри Лапенко» перестал быть смешным
© Свободная пресса

Заметим, что точка зрения автора может не совпадать с мнением читателей и в особенности фанатов сериала.

После первого и второго сезонов сериал стал настоящим событием в культуре современной России, породил бесконечное количество мемов и оброс самым настоящим фандомом, сравнимым, пожалуй, разве что с фанатским сообществом «Доктора Кто» в лучшие времена.

Успех проекта был обусловлен харизмой Антона Лапенко, талантом создателей сериала, умением обыгрывать разнообразные ситуации и добрым – в кои-то веки действительно добрым, без злого сарказма – юмором. Такого у нас еще не было.

Но с третьим сезоном что-то пошло не так. И вроде те же персонажи, тот же мир, тот же харизматичный Антон, но...

Проблемы пришли, откуда их совсем не ждали. Из сюжета.

В третьем сезоне с самой первой серии начинает разворачиваться настоящий, сложный, закрученный сюжет. Персонажи стали раскрываться с новых сторон, заводить отношения, разрушать отношения, снова заводить отношения – в общем, сюжет в основном вертится вокруг романтических отношений. Журналист увел Татьяну Восьмиглазову у Ричарда Сапогова, но сам стал таким же эгоистичным злодеем; Ричард же, устроившись на работу в школу, пересмотрел свою жизнь, сходил к психотерапевту и стал лучшей версией себя. У Инженера с Особой тоже не все так просто, ведь в НИИ, который он возглавил, появилась та самая Зина Кашина, которую засосало в трубу. Захар оказался братом Главаря ОПГ, а Виктор Сергеевич – братом Гвидона Вишневского (и момент их встречи, кажется, стал лучшим, что мы видели в третьем сезоне).

Но вопрос не в том, нужен ли этому сериалу сюжет. Вопрос в том, что он не работает. Совсем.

Проблема появилась еще в отдельных сериях второго сезона. Когда образы-обрывки комедии абсурда начинают оформляться сюжетными арками, драматургия входит в конфликт с импровизационными гэгами, которые по сути и делают эту историю.

Персонажи, придуманные для ситуативных шуток, не обязаны быть глубокими: как раз лучше всего такие персонажи работают, когда они наделены гипертрофированными чертами вплоть до абсурда.

Но когда персонажи начинают двигать собой сюжет, эта магия исчезает. Когда они вынуждены раскрываться в полномасштабном драматургическом сюжете, становится видно, что для этого они не предназначены. Для гэгов им не нужна была дополнительная глубина, напротив, только вредила; теперь же она нужна, а ее нет. И приходится как-то натягивать их образы на разросшиеся, длинные драматургические моменты – а не получается. Не работает. Это начинает выглядеть бедно и искусственно.

Если уж и совмещать два этих подхода, нужно более тонкое сценарное мастерство; нужно уметь совместить историю с пространством для импровизации. Иногда в новом сезоне это получается, и есть действительно очень хорошие смешные моменты. Но до первого сезона это, к сожалению, не дотягивает. Не потому, что «раньше трава была зеленее», а просто потому, что некоторые вещи перестали работать в новых условиях.

И, конечно, здесь совершенно не работает модель сюжета, выстроенная на любовных отношениях. В самых провисающих моментах это напоминает этакий фанфик на самого себя; и да, это понравится сложившемуся в Сети фандому, но новому зрителю не зайдет совершенно.

Все это, конечно, не отменяет того, что Лапенко по-прежнему потрясающе харизматичен, что он мастер образов и перевоплощений, что созданные им персонажи заслуживают тонны любви.

Но, к сожалению, если первый сезон можно было пересматривать раз по двадцать и смеяться, как в первый раз, то нынче не всегда хочется даже новые серии включать. И кажется порой, что лучше бы сняли спин-офф «Слезы сентября».

Впрочем, ошибки третьего сезона не отменят всего прекрасного, смешного, замечательного, умного и доброго, что было сделано командой Лапенко ранее. И за это – спасибо.