Премьера "Иллюзии любви" в театре Комедии в Санкт-Петербурге
Элегантный дух аристократической Англии художник спектакля Андрей Климов сделал видимым. Атмосфера старинного поместья – в воздушных намеках на изящные ограды сада и деревья, за которыми не видно горизонта, в стилизованной мебели, в дорогих костюмах, относящих зрителя на сто с лишним лет назад. Этот фон в купе с изяществом манер и слога и мелодраматичностью сюжета, вроде бы, уже обещают приятный вечер. По сюжету, Леди Кэтрин Чэмпион-Ченей возвращается в свой дом после тридцати лет отсутствия. Она покинула своего супруга и малолетнего сына, сбежав с возлюбленным, лордом Портесом. Она оказалась здесь снова по приглашению невестки. Юная Элизабет заинтригована смелым поступком свекрови. Ей важно знать, как та решилась на отчаянный шаг и к чему он привел – ведь внутри нее самой уже зреет мысль повторить этот поступок и исчезнуть из дома вместе с Тэдди, который так красочно описывает мир за стенами поместья! Чем не мелодрама?.. Но легкость – лишь антураж, верхний слой пьесы. "Круг" Моэма – ларчик с двойным дном. "Круг" написан сразу по окончании Первой мировой войны, и это больше, чем пьеса о любви. Как любое послевоенное произведение – это попытка представить и осмыслить дальнейшую жизнь. Исследователи творчества Моэма отмечали, что "Круг" написан о мире, в котором нет больше места пустым иллюзиям, но где по-прежнему важны нравственные ценности. В пьесе комедия и мелодрама сочетаются с серьезными размышлениями о том, как людей меняет время, как они начинают относиться друг к другу с годами, учится ли новое поколение на ошибках старших. Название пьесы многозначно – это и круг высшего света, и повторяемость интриги, и проверка вечных устоев на прочность. Конечно, контекст времени стал другим, и сейчас пьеса воспринимается не так, как век назад. Но попытаться разобраться в себе ведь никогда не поздно. Проблемы вертятся по кругу… Режиссер Татьяна Казакова, задав условия игры, позволила артистам дышать внутри спектакля полной грудью. Пьеса – игра характеров, в ней важно, чтобы каждый персонаж раскрылся глубоко, полноценно и неожиданно, как и бывает в реальной жизни. Леди Кэтрин в исполнении Ирины Мазуркевич появляется в родном особняке радостно и легко, без видимого сожаления о сделанном и тяжелой ностальгии по дому. Но она очень мила в своей непосредственности и ее нельзя ненавидеть. Ее побег не был наглостью и предательством, просто она вот такая как есть – кокетка, любящая жизнь и … теперь умудренная ею. Она будет отговаривать невестку от побега, ссылаясь на то, что ее собственное приключение не принесло счастья. И будет это делать не назидательно, а нежно и любовно, сохраняя в сердце "легкое дыхание". Ее муж Клайв (Константин Воробьев), казалось бы, должен встретить супругу с обидой. Но он рад видеть Кэтрин и ухаживать за ней. Клайв – поклонник многих женщин, что нисколько не делает его заурядным ловеласом. Он мудр, весел, достоин, интересен, предприимчив. Как могла Кэтрин уйти от него?!.. Бывшие супруги очень подходят друг другу. Их общение, умение держаться друг с другом – это танец, который наверняка был и раньше, но теперь возродился вновь. А Лорд Портес в этом танце – третий партнер, который хоть и врезается в их ритм контрапунктом, но уже давно стал важной частью этого танго на троих. Портес (Андрей Толшин) с годами превратился в старого брюзгу, но сохранил стать и достоинство, при том что авантюра молодости стоила ему и карьеры, и связей. Молодое поколение иное. Тэдди (Борис Чистяков), "молодая копия" Портеса, - свободен по духу, активен, горяч, очень независим. Арнольд (Михаил Сливников), супруг юной героини, - педантичен, иногда жёсток и властен, хотя эти качества вкупе с любовью делают Арнольда решительным и смелым в защите своих прав на жену. Сама Элизабет в исполнении Дарии Лятецкой идеалистка. Она молода и наивна, уверена, что сможет прожить одна, без средств – лишь бы уйти. Пожалуй, она свободы хочет гораздо больше, чем любви с Тэдди. Ее страсть к жизни не умещается в границах поместья. Так задумано, что старшая троица объемнее, многограннее. Возможно, они стали таковыми в силу пережитого. Молодыми еще правит страсть. Станут ли они через годы такими же, как родители?.. Финал спектакля открыт, но режиссер склоняется к тому, чтобы "оставить" Лиззи в семье. Не известно, удержит ли ее интрига, спланированная Клайвом. Как и не известно, что лучше - следовать своим порывам или опираться на обретенный опыт. Одно точно – иллюзии рассеются в любом случае.