«Знатоки»: эта служба и опасна, и трудна

Знаменский, Томин и Кибрит начали «вести следствие», когда слова «сериал» не было еще и в помине. Формат назывался скромно - «многосерийный телефильм». Однако серий в «ЗнаТоКах» предполагалось всего четыре, а получилось (за 20 лет) - 22. Почему же милицейская сага так разрослась и как это сказалось на судьбах актеров?

«Знатоки»: эта служба и опасна, и трудна
© Мир новостей

БЕРЕМЕННАЯ ЗИНОЧКА

Появлению сериала мы обязаны знаменитому брежневскому министру внутренних дел Николаю Щелокову. Проведя всего лишь год на посту, он понял, что надо улучшать имидж советского милиционера. Редакторов телевидения вызвали на Петровку и заказали им небольшой телефильм о буднях рядовых работников сыска.

Если «Кабачок «13 стульев» родился в недрах Театра сатиры, то кино о милиции решили снять силами Театра на Малой Бронной. Здесь служили и Георгий Мартынюк, и Леонид Каневский, и первая Зинаида Кибрит - Анна Антоненко. Правда, вскоре выяснилось, что актриса беременна. Потребовалась срочная замена. А кого найдешь? Разгар лета, театры в отпусках, актеры на курортах. Тем более что «криминалистку» еще надо утверждать в МВД. А на телевидении простаивают готовые павильоны. Выручили сценаристы Ольга и Александр Лавровы. Они вспомнили про Эльзу Леждей. В конце 1950-х она считалась восходящей звездой кино. Первый муж актрисы - режиссер Владимир Наумов - снимал жену в каждом своем фильме. Затем их отношения сошли на нет, а вместе с ними и карьера Эльзы. Почти 10 лет ей пришлось сидеть без работы. Так что новая роль стала настоящим подарком судьбы.

СМЕРТЬ И ВОСКРЕШЕНИЕ ТОМИНА

Щелокову нужно было всего четыре серии, не больше. Но реакция на премьеру оказалась непредвиденной. Телевидение просто завалили письмами с просьбой продолжить сериал. Так «ЗнаТоКи» растянулись на 20 лет.

В год снималась лишь одна серия, все остальное время артисты играли в театре. Но образы «ЗнаТоКов» так прилипли к Мартынюку, Каневскому и Леждей, что режиссеры не видели их в других ролях. Доходило до смешного. Устав от своих следователей, Каневский и Мартынюк упросили театрального режиссера дать им что-нибудь из другого амплуа - каких-нибудь преступников или злодеев. Просьбу артистов уважили, в спектакле «Белые флаги» «ЗнаТоКи» получили роли заключенных. Но как только открывался занавес и зритель видел Знаменского и Томина, сидящих на нарах, раздавался дикий хохот.

Каневский, утомленный своим Томиным, даже упросил сценаристов фильма… «убить» себя. Все шло по плану. В серии «Побег» злостный хулиган в исполнении Леонида Маркова стреляет в Томина из пистолета, попадает в живот. Надо ли объяснять, что это смертельное ранение? Но в следующей серии майор неожиданно воскрес! Он появился на работе почему-то с забинтованной рукой и снова приступил к делу. Что же произошло? Оказывается, после выхода «печальной» серии зрители снова завалили телевидение письмами с требованием вернуть Каневского.

Сериал снимали под жестким контролем МВД. Впрочем, у милицейского внимания была и хорошая сторона. Леонид Каневский, знатный автолюбитель, никогда не соблюдал правил дорожного движения, зная, что любой гаишник его простит. А жена Георгия Мартынюка вспоминала, что как-то из Литвы она везла дорогие для себя вещи, в том числе позолоченную тарелку. На таможне тарелку приняли за антиквариат, стали придираться, почему нет специального разрешения. Дело уже шло к конфискации, как вдруг среди людей в форме пробежал шепоток: «Это же жена Знаменского!» Конфликт тут же был улажен.

ПОСЛЕ СЕРИАЛА

Закрытие «ЗнаТоКов» совпало с нелегким периодом в жизни кино да и самих артистов. У Эльзы Леждей в начале 1990-х умер ее горячо любимый муж - артист Всеволод Сафонов. После трагедии Эльза перестала выходить из дома. Просто оказалось некуда. В театре у нее не было работы, а ходить по магазинам и одеваться стало не для кого и не на что. Зная о тяжелом положении актрисы, Союз кинематографистов выделил ей помощь, но ее она приняла за порогом квартиры, стесняясь своей нищеты. Поговаривали, что актриса стала выпивать, и это ускорило ее уход. В 2001 году Эльзы Леждей не стало.

Георгий Мартынюк до последних дней играл в родном Театре на Малой Бронной. Он ушел в 2014 году.

Ну а Леонид Каневский в лихие 90-е уехал в Израиль. К радости зрителей, сейчас он продолжает появляться в телепередаче «Следствие вели…», напоминая о тех временах, когда «ЗнаТоКов» знала вся страна…

Ольга Терентьева.

Кадр из телефильма.