"Корпорация Ad Libitum": смогли ли Шемятов и Хаматов купить любовь?

Казанец-режиссер и казанец-актер сняли фестивально-прокатное кино

"Корпорация Ad Libitum": смогли ли Шемятов и Хаматов купить любовь?
© Реальное время

15 января в кинотеатре "Мир" презентовали дебютный фильм Полины Ольденбург "Корпорация Ad Libitum". "Реальное время" пообщалось с исполнителем главной роли Шамилем Хаматовым и продюсером Ильей Шемятовым.

Уроженцы Казани выпускают фильм в широкий прокат

Полина Ольденбург родилась в Казани, ее отец — оперный певец Эдуард Трескин, а мама — поэт Галина Свинцова. Училась в Праге и Москве, работала на канале "Россия 24", пишет стихи и прозу.

Главную роль в "Корпорации Ad Libitum" играет ее друг Шамиль Хаматов. Он — журналист Герман Крылов, который попадает в ходе расследования в компанию по продаже чувства любви. И, естественно, сурово расплачивается. Фильм уже получил две статуэтки на фестивале "Амурская осень" — приз за лучшую режиссуру и Гран-при фестиваля, приз за лучший дебютный фильм на фестивале "Золотого Феникса", также его покажут на фестивале российского кино "Окно в Европу". 21 января картина выходит в широкий прокат.

Ольденбург не смогла приехать на презентацию в родной город, так что на вопросы журналистов отвечали исполнитель главной роли Шамиль Хаматов и продюсер Илья Шемятов.

Ольденбург не смогла приехать на презентацию в родной город, так что на вопросы журналистов отвечали исполнитель главной роли Шамиль Хаматов и продюсер Илья Шемятов

"Это тот сценарий, который мы не смогли испортить съемками"

— Я прочел в интервью, что у Полины вся история с фильмом заняла пять лет. С кого из вас она началась?

Шамиль Хаматов: Началось с того, что мы сидели в каком-то кафе, она рассказала идею фильма, сказала, что хотела бы видеть меня главным героем.

— Как она объяснила идею?

Шамиль: Тема продажи. Что все в нашем мире продается, кроме любви. А что если поразмышлять на эту тему и придумать что-то связанное с этим? Она говорила, что могло бы получиться интересно. Мне это очень понравилось. Тем более я хорошо знал Полину, мы дружим.

Илья Шемятов: Мне кажется, что это было даже 2014 год. Помнишь, вы тогда делали два пре-шута, снимали несколько сцен, чтобы найти деньги. А нашли в результате из- за сценария.

Шамиль: Это было за год, по-моему, до того, как стали работать.

Илья Шемятов: "Сценарий Полины — это лучший сценарий, который я читал за последние 12 лет, при том, что за год я читаю их порядка ста двадцати"

Илья: Сначала в проекте были системные проблемы, с моей точки зрения, продюсерской. Поэтому я сразу за него не схватился. Потом поменялись некоторые составляющие и все встало на свои места. Но давайте пусть это останется загадкой, я не могу говорить подробности, потому что это связано с людьми. Просто в какой-то момент собралась команда, которая была готова его реализовать.

— Чем вас заинтересовал сценарий? Я знаю, что у вас в прошлом году вышел фильм, это комедия, вообще не похоже на этот проект.

Илья: Я почему-то после нашего фильма понял, что нужно снять что-то легкое, снял комедию. Случилось так, что он вышел раньше. Сценарий Полины — это лучший сценарий, который я читал за последние 12 лет, при том, что за год я читаю их порядка ста двадцати. Я такую привычку себе взял после ВГИКа. Как только ты говоришь, что ты продюсеры, тебе начинают присылать сценарии.

Я шучу, что это тот сценарий, который мы не смогли испортить съемками. То есть когда ты имеешь дело с хорошей литературой, с хорошим текстом, ты сам становишься режиссером и додумываешь какие-то моменты, их иногда бывает очень тяжело переложить на экран. Здесь у нас это получилось. А я ведь с 2004 года в кино, снимал много всякого-разного. Но за это кино не стыдно.

— Как я понимаю, компания на съемках сложилась из друзей. Хорошо ли работать в такой компании?

Шамиль: Хорошо. Потому что Полина сумела так выстроить процесс.

Илья: Самое главное для режиссера — умение создать атмосферу, в которой происходит это производство. И чувство вкуса. Потому что если нет одного или другого, то есть может быть бесконечное чувство вкуса, но ты ничего не можешь донести или менее создавать атмосферу… Правда, были классные моменты, когда в последние два часа мы превышаем лимиты времени, объект закрывается, мы на него больше попасть не сможем, у Петренко начались переработки, а Полина уже сидит вторым номером на мотоцикле: я покататься!

Шамиль: То есть у нас была прекрасная творческая атмосфера, мы много веселились, но при этом не забывали о работе.

Шамиль Хаматов: "Полина — мой хороший друг. Мы с ней уже на уровне идей, еще до того, как был написан сценарий, очень многое на берегу обговорили, решили какие-то вопросы. То есть я полностью ей доверился и совершенно не переживал о результате, не сомневался в ней ни секунды, поэтому все было прекрасно"

— Насколько вам было комфортно работать с режиссером, для которого этот фильм дебютный?

Шамиль: Во-первых, режиссер для меня — это человек, который точно знает больше — про то, что он хочет сделать, про темы, которые он хочет поднять. Во-вторых, Полина — мой хороший друг. Мы с ней уже на уровне идей, еще до того, как был написан сценарий, очень многое на берегу обговорили, решили какие-то вопросы. То есть я полностью ей доверился и совершенно не переживал о результате, не сомневался в ней ни секунды, поэтому все было прекрасно. С таким отношением было… Короче говоря, кайфово было работать, когда хочется приходить на площадку и учить тексты. Нет такой внутренней борьбы, что ты этого не понимаешь, сомневаешься, что ты с этим не согласен. Тут ты полностью погружен в процесс и полностью доверяешь тем людям, которые рядом, потому что они все точно так же, как и ты, заточены на результат.

Илья: Мы с коллегами буквально час назад поднимали этот вопрос: что была какая-то сверх идея у всего этого. И это не была идея заработать денег. Это была история, текст, в который были влюблены все.

— Ольденбург — журналистка, вероятно, частично, она писала и про себя, у нее большой работы на ВГТРК. В этом плане она объясняла вам какие-то вещи, которые она хочет донести?

Шамиль: Мы на эту тему много разговаривали. Она рассказывала про свою журналистскую карьеру, давала какие-то материалы, чтобы я почитал и внутренне подготовился. Помимо нее я общался со своими друзьями, которые работали в этой сфере, пытался у них узнать, что ими движет. во время работы.

— Любопытно. в стереотипной реальности журналисты обычно отрицательные персонажи. А в фильмах, почему-то всегда положительные.

Шамиль: Есть прекрасные журналисты. К примеру, Серёжа Кушнерев, серьезный, на мой взгляд, даже величайший журналист, создатель социального телевидения, который радеет за то, чтобы люди переживали и чувствовали, когда смотрят телевидение.

Шамиль Хаматов: "Кайфово было работать, когда хочется приходить на площадку и учить тексты. Нет такой внутренней борьбы, что ты этого не понимаешь, сомневаешься, что ты с этим не согласен. Тут ты полностью погружен в процесс и полностью доверяешь тем людям, которые рядом, потому что они все точно так же, как и ты, заточены на результат"

— Я помню, что вы еще в интервью 2019 года говорили об этом фильме, то есть для вас он важен был. При этом вас не часто видишь на экране — недавно, к примеру, появился сериал "Бихэппи". Как я понял, что вы не особо ходите на кастинги.

Шамиль: Да я не то чтобы не хочу ходить. Я хожу по возможности. Но просто я такой человек: если мне что-то не нравится, я не могу переступить через себя и делать то, что меня не греет и не трогает. Поэтому иногда приходя на кастинги, когда меня агент заставляет, я прихожу, утыкаюсь глазами в пол и ничего не могу сделать. Сижу, как болван, не понимая, зачем я сюда пришел.

— А вот сериал на ТНТ — это хороший сериал?

Шамиль: Мне очень понравился. Я не видел его полностью, только кусками, потому что я очень субъективно к себе отношусь и не воспринимаю себя на экране. Но работать там было хорошо, прекрасная команда творческих людей. И, в принципе, тема, на самом деле, интересная.

— Это фестивальное или прокатное кино?

Илья: У нас были какие-то совершенно безумные, странные разговоры с прокатчиками и фестивалями. На фестивалях нам говорили: это кино прокатное, зачем вам фестивали. Прокатчики говорили, что это кино фестивальное, зачем вам прокат. Мы доверились компании, которая называется Сapella Film, она катают оскаровское кино, сейчас у них фильм "Еще по одной", который собрал больше ста миллионов. Они увидели в этом фильме тот потенциал, который закладывали мы при создании. Нельзя однозначно сказать, что это кино только фестивальное.

Миляуша Айтуганова, директор "Татаркино": Извините, но я тоже спрошу. А вам не кажется, что сейчас сближение между фестивалем и прокатом? То есть и не чисто массовое кино, и не полностью арт-хаусное?

Илья: Мне понравилось, как сказал Эрнст про "Дозоры": это арт-хаус, который прикинулся мейнстримом. Мне кажется, что это, вообще, формула. У меня два любимых режиссера, Кубрик и Данелия. Оба, находясь на разных полюсах, используют эту формулу. Если говорить про Данелию, то он берет серьезную тему, погружает ее в комедию, а потом вытаскивает ее драму. Кто понял драму, тот молодец, не понял — для тебя осталась веселая комедия. То же самое с Кубриком. Серьезная тема через развлечение. Кому надо — съест крем на торте. Делая этот фильм, мы избрали такую же формулу, насколько у нас получилось, судить вам.

Илья Шемятов: "Мне понравилось, как сказал Эрнст про "Дозоры": это арт-хаус, который прикинулся мейнстримом. Мне кажется, что это, вообще, формула. Серьезная тема через развлечение. Кому надо — съест крем на торте. Делая этот фильм, мы избрали такую же формулу, насколько у нас получилось, судить вам"

— Редкая польза от 2020 года в том, что люди начали смотреть фильмы в стримингах, они начали развиваться. Но значит ли это, что кино в кинотеатрах умирает?

Илья: Мы, пока ехали с Шамилем в поезде, до четырех утра разговаривали про судьбы русского кино. Перемены велики. У меня такое ощущение коллективный просмотр, как вид развлечения, времяпрепровождения, станет таким же элитарным, как театр, через некоторое время.

— И у меня как раз вопрос про театр для Шамиля. Вы через два дня уже вновь играете в "Современнике", у вас "Три товарища". А вы вспоминали недавно, что, собственно, и в театральное поступили потому что, пошли на этот спектакль и поговорили с сестрой. Бывает рефлексия на эту тему? Или все уже на автомате?

Шамиль: Да, вот так круг замкнулся! Конечно, каждый спектакль открываешь для себя новые вещи.

Стараешься всегда развиваться, развивать роль. Для меня это действительно очень важный спектакль, который меня привел в эту профессию. Мне очень хочется сохранить его, особенно после смерти Галины Борисовны Волчек, сохранить его еще на долгое-долгое время. Хотя, понятно, что, возможно, потом кто-то другой введется в эту роль. Но сейчас поэтому мы даже собираемся перед каждым спектаклем с режиссером и разбираем его.

— У "Современника" и весь сезон — ретроспективный, посвященный Волчек.

Шамиль: Да, у нас лаборатория, на ней мы пытаемся понять историю театра, как она происходила, что двигало основателями в тот период, когда театр создавался. Через это мы хотим понять, к чему мы идем сейчас.

— Ваш приятель Айдар Заббаров сейчас поставил в Камаловском спектакль об умирающей деревне. При этом вы оба люди городские, оба стремитесь в Москву. Насколько вам комфортно в этой суете?

Шамиль: Нет, мне необходимо выезжать сюда, поэтому я, по возможности, приезжаю в Казань. Очень люблю бывать на Волге, ловить рыбу, просто наблюдать за природой. Мне, конечно, очень приятно быть с родителями, когда у тебя есть возможность на короткий период времени побыть ребенком и не нести какой-то глобальной ответственности. Мне очень приятно, когда родители рядом. Это меня наделяет огромной силой, и творческой в том числе.