Цвет настроения чёрный
Хеви-метал как жанр зародился в Великобритании в 70-х годах прошлого столетия и поначалу ассоциировался исключительно с западной культурой. Поэтому советские меломаны были немало удивлены, услышав под аккорды тяжёлого рока слова: «Деревянные церкви Руси. Перекошены древние стены. Подойди и о многом спроси. В этих срубах есть сердце и вены». Песня «Владимирская Русь» стала хитом, а об исполнявшей её группе «Чёрный кофе» заговорили как о родоначальнике отечественного направления хеви-метал. Мы побеседовали с основателем коллектива Дмитрием Варшавским. - Дмитрий, с чего началось ваше увлечение рок-музыкой? - Во время учёбы в школе, в 70-х, ко мне попали изданные на «Мелодии» маленькие пластинки с обозначением исполнителя - «вокально-инструментальный ансамбль». Уже позже выяснилось, что это были The Beatles, Rolling Stones, Deep Purple... В роке очень нравилось совмещение жанров. Для меня, человека, который учился в музыкальной школе по классу виолончели и ничего, кроме советской эстрады, не слышал, западные исполнители казались пришельцами с другой планеты. Они играли такую музыку, которую захотелось воспроизвести самостоятельно. До меня дошло, что исполнять её надо обязательно на электрогитаре. Купить такую не было возможности, поэтому смастерил её сам. Из дерева выстругал деку, прикрепил к ней старый гриф, натянул струны, а звукосниматель за девять рублей мне купил дед. Потом выступал с одноклассниками на школьных концертах. Подключали инструменты к усилителю и колонке от комплекта кинопроекционной установки. А ещё играли в пионерском лагере. Помню, физрук выделил нам музыкальную аппаратуру, и мы «зажигали» в клубе, веселя вожатых и детей. - Почему группу назвали «Чёрный кофе»? - Слово «чёрный» выбрал по двум причинам: оно символизирует жанр музыки, которую мы исполняем, и с него начинается название первой в мире хеви-метал-группы Black Sabbath. «Кофе» добавили, чтобы пройти цензуру и не привлекать внимания советских чиновников, отвечающих за идеологию. В те годы, когда мы начинали играть, рок на отечественной эстраде, мягко говоря, не поощрялся. - На заре становления группа отправилась гастролировать по Казахстану. Почему именно туда? - В России негде было выступать, рок «числился» в чёрных списках, попадая под неофициальный запрет. А в Казахстане площадки оказались доступнее. Мы выступали в том числе в многочисленных войсковых частях. Военнослужащие, впервые побывав на настоящем рок-концерте, становились поклонниками нового направления. Заканчивая службу и разъезжаясь по всему Советскому Союзу, они увозили с собой наши записи и память о «Чёрном кофе». Так мы набирали популярность. - Получается, условный запрет сыграл на руку. Рассказывают, что в России вам разрешали выступать только на Пасху, чтобы отвлечь молодёжь от богослужений в храмах… - Да, было такое. Первый концерт нам позволили дать в московском клубе «Искра» в 1984-м именно в Пасхальную ночь. Но и тут получался обратный эффект: люди шли сперва на наше выступление, а потом на пасхальный крестный ход. - Известно, что рок-тусовки проходят в атмосфере всеобщей эйфории, и для зрителей главное повеселиться. Почему вы так щепетильно относитесь к качеству звука? - Да, в своих выступлениях мы уделяем этому огромное значение. По правде сказать, мало кто играет на таком высоком уровне. Это выгодно отличает нас от других исполнителей. В нашем коллективе работают сильные музыканты. - Разница в звучании между вашим первым и вторым диском слышна «невооружённым ухом»: прибавились клавишные инструменты, музыка стала более разнообразной. С чем это связано? - Мы всегда ставили перед собой цель - расширить звуковую палитру нашей музыки, не боялись экспериментировать. К тому же появились новые высококачественные инструменты, способные внести свежую струю. - Несколько хитов «Чёрного кофе», в том числе и «Владимирскую Русь» написал поэт Александр Шаганов. Как вы познакомились? - Где-то увидел его стихи. Мне они показались интересными - из них получалась песня. Между просто поэзией и поэзией песенной - огромная разница. Александр создал о себе впечатление именно как поэт-песенник. Стали сотрудничать. Он написал для нас несколько текстов, а я - музыку к ним. В итоге «Листья», «Владимирская Русь», «Звездный водоём» стали хитами на долгие годы. - Вы выступаете на сцене уже 40 лет, в чём секрет творческого долголетия? - У нас есть поклонники всех возрастов. «Чёрный кофе» всегда шёл своей дорогой, не пытаясь соответствовать времени и трендам. Наверное, за это и ценят. Плюс ко всему, мы не ставим на поток производство песен, у нас их всего около ста, каждая выверена. - Легко или тяжело создать хит? Где вы ищите вдохновение? - Всю музыку пишу сразу и начисто, вдохновения специально не ищу. Просто иногда буквально из ниоткуда возникает определённый душевный настрой, и тогда всё происходит само собой. - Кажется, творческий путь - это постоянная активность, движение… А были ли времена застоя? - Да. Как же без этого? В начале 90-х, во время всеобщего хаоса, не понимали, куда идти, что делать, концертная деятельность рушилась. И тогда я решил поехать в Америку, чтобы выступать там. В США набрался опыта, понял, как строится музыкальная индустрия. Мало того, увидел там такие «крутые» инструменты, о которых в России можно было только мечтать. - Выступали на английском языке? - Конечно. Я неплохо знаю его, потому что раньше изучал. Мы делали концерты и для русскоязычной публики. Тогда возникал тот старый, всеми любимый «Чёрный кофе». - То есть, приехав в Штаты, вы вписались в американский рок. А не было желания остаться в этой стране насовсем? - Мне хотелось там побывать исключительно для профессионального роста, а остаться «на постоянку» не собирался. Всё-таки Америка - не наша страна, не Россия... - У вас никогда не было проблем с законом, не сталкивались с органами внутренних дел? - Нет, я всегда работаю, да и вообще живу в рамках закона. На сцену «Чёрный кофе» всегда выходил абсолютно легально. В советские времена, в отличие от некоторых групп и исполнителей, мы не лезли в политику. Поэтому литовали (утверждали - прим. авт.) тексты песен в вышестоящих инстанциях легко и безболезненно. И сейчас придерживаемся тех же канонов - наши композиции о вечных жизненных ценностях. Визитная карточка Дмитрий Варшавский родился 21 января 1964 года в Москве. Сначала обучался игре на фортепиано в музыкальной школе при Гнесинском училище, затем перешёл на виолончель. В конце 1970-х создал рок-группу «Чёрный кофе». В 1981 году на студии «Мелодия» состоялась профессиональная запись первой композиции «Полёт птицы» на слова басиста группы Павла Рыженкова. Годом позже Дмитрий Варшавский приглашает в коллектив басиста Фёдора Васильева и барабанщика Андрея Шатуновского. С 1984-го «Чёрный кофе» начинает активно давать концерты, проходят первые гастроли по Казахстану. На роль второго гитариста пришёл Сергей Маврин. При его участии записаны песни «Звёздный водоём», «Чёрный кофе», «Это рок», «Звуки космоса», «Листья». В 1987 году группа записывает самый лучший альбом, ставший классикой российского хеви-метал, - «Переступи порог». Культовая пластинка расходится по стране почти двухмиллионным тиражом. В 1990-м Дмитрий Варшавский покинул СССР и продолжил творческую деятельность В Америке, вместе с тем постигая опыт заморских коллег. Но к началу нулевых рок-музыкант вернулся на Родину. С 2010-х годов лидер группы «Чёрный кофе» активно гастролирует. Варшавский продолжает активно работать над новыми песнями и материалом к альбомам. У Дмитрия есть увлечение - он коллекционирует миниатюрные музыкальные инструменты: гитары, скрипки, виолончели, шарманки, которые ему дарят на память друзья и поклонники. Дмитрий Варшавский (справа) и его группа «Чёрный кофе»