10 лучших мюзиклов XXI века

В период ограничений потребность прорваться в закрытый клуб или спеть хором с толпой незнакомцев возникает часто и преследует назойливо, как любая растиражированная мелодия. Мы вспомнили знаковые мюзиклы, выпущенные в нулевых и десятых: большинство из них доказывают, что жизнь все еще прекрасна хотя бы с музыкальной точки зрения, но некоторые будут иметь риск запустить год с фальшивой ноты, вызвав глубокую печаль.

10 лучших мюзиклов XXI века
© BigPicture.ru

Ла-Ла Ленд (2016)

«Оскароносный» фаворит, оставшийся в шаге от «лучшего фильма» — конверты перед вручением перепутали, настоящим фаворитом оказался «Лунный свет». Казус, несмотря на изумление первых секунд и дней, совсем не помешал «Лэнду» еще до выхода удержаться за статус ностальгического мюзикла о мечтах, карьере, несовместимой с романтическими отношениями, и «суровой» действительности.

Шазелл отсылает к «Поющим под дождем», «Шербургским зонтикам» и «Вестсайдской истории», но право финального монтажа оставляет за собой, успевает захватить в кадре и вибрирующее палящее солнце, и прохладную бескрайнюю ночь с шерстяными пиджаками и скинутыми шпильками.

Центральная пара Мии и Себастьяна (Эмма Стоун и Райан Гослинг), несмотря на совсем не бродвейские голоса, остается влюбленными, чутко прописанными реалистами с надеждой на лучшее — даже когда стоят в пробках, заваливают прослушивание или вальсируют по планетарию.

Мулен Руж! (2001)

Вполне резонно прозванный современной классикой фильм о трагической связи куртизанки Сатин (Николь Кидман) и писателя Кристиана (Юэн МакГрегор) в Париже 1900 года является примером jukebox-мюзикла — большинство песен позаимствованы у других популярных артистов.

Что вовсе не мешает режиссеру Лурманну (Райану Мерфи здорового человека) делать все номера и признания исключительно живыми, ярко выстраданными анахронизмами. Что-то похожее постановщик решил повторить в «Великом Гэтсби» десять лет спустя, но до заданной планки так и не добрался.

От времени на раскачку и углубленного изучения персонажей здесь благополучно отказываются (ведь еще слонов на сцену выводить), проводя дни в одной локации — легендарном заглавном кабаре, существующем и по сей день.

От Мадонны до «Нирваны», бессмертного квартета Lady Marmalade и Come What May — этому ярмарочному калейдоскопу ни за что не стыдно. Последняя песня до сих пор остается одной из определяющих (и оригинальных в самом фильме) в новой истории жанра: изначально записанная для «Ромео + Джульетты» композиция прорывается искренним девизом влюбленной обреченности.

Чикаго (2002)

Лучший фильм 2002 года по версии Американской киноакадемии (не без помощи Харви Вайнштейна) тоже родом из кабаре, но смекалистее и строже — саркастически подмигивает хлопающей глазами публике и критикам, ленту не особо возлюбившим.

Героиня Рокси Харт живет в нищете, но внезапно избавляется от обстоятельств, застрелив любовника и попав в тюрьму. В казематах она мгновенно считывает местную политику и быстро переходит к статусу героини светской хроники, умело играя несправедливо обвиненную жертву абьюзера. Этому совсем не рада и даже оскорблена этим местная кабаре-легенда Велма Келли, тоже сидящая за убийство, и тоже из-за ревности.

Основанный на одноименном бродвейском мюзикле Боба Фосси «Чикаго» сразу забывает о романтике, но предлагает один «бэнгер» за другим, начиная с All That Jazz, продолжая Cell Block Tango. Фем-оптика уступает место стереотипной коварности обманутых женщин, но это не мешает Робу Маршаллу воспеть своих героинь ближе к концу.

«Чикаго» имеет несколько лишних арок (к примеру, мужа Рокси в исполнении Джона Си Райли ака Мистера Целлофана) и, даже будучи дебютом, путается в показаниях, но зато безвозмездно продает аудитории китч — бульварное, полукриминальное чтиво, по нотам расписанное и безупречно поставленное.

Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит (2007)

Первый музыкальный эксперимент Тима Бертона, ставший наиболее узнаваемой попыткой переноса бродвейского мюзикла Стивена Зондхайма на большой экран.

При всем символизме и внушительном лексиконе песен композитора, перевести их на слух неподготовленному любителю будет сложно. Спасает отыгранная режиссерская эстетика, фон и костюмы, а также последняя достойная роль Джонни Деппа (сразу после стартовал неудержимый регресс).

Кровожадный барбер, имеющий благую цель отмщения, объединяется с кулинаркой-каннибалкой мисс Ловетт (Хелена Бонэм Картер), в результате чего на викторианский Лондон опускается еще больший морок, а его обитатели будут все до единого прокляты.

Лак для волос (2007)

Бесшабашный, вывернутый на максимум, с бродвейской ДНК мюзикл родом из 1960-х, периода расовой сегрегации, мало чем отличающегося от протестного брожения 2020-го.

Школьница Трэйси Тернблад мечтает попасть на молодежное шоу, а в итоге объединяет две части раздробленной страны, пусть и в отдельном провинциальном городе Балтиморе.

«Лак» — ремейк одноименной комедии короля трэша Джона Уотерса (в новой версии ему досталось камео эксгибициониста). Увидеть фильм стоит хотя бы ради грандиозного ансамбля с правящим бал самоироничным Джоном Траволтой в дрэге с утяжеляющим костюмом (любопытно, как такой образ пропустил сайентологический партком, которому актер принадлежит). Под финал не сопротивляйтесь, остановить бит будет не в ваших интересах и силах.

Однажды (2007)

Ирландская лента в полтора часа, неожиданно завоевавшая в 2008-м «Оскар» за лучшую песню. Музыкальный вариант «Перед рассветом» Ричарда Линклейтера, с похожим магическим реализмом, душой и трепетом.

Безымянные уличный музыкант и молодая мать из Чехии осторожно влюбляются, постепенно завоевывая друг друга и недоверчивый, ворчливый мир. Готовность вступать в отношения здесь не проговаривают, кроме одного неловкого признания.

Ведь легче выразить чувства мелодией и обильным, затопляющим потоком звуков, трансформирующих обоих героев: поначалу циничных, но со щедрым сердцем, трезвых, не по годам зрелых, впускающих нежность, как позабытую гостью

8 женщин (2002)

Фарсовый музыкальный детектив с отменным стилем, всем обязанный Агате Кристи, вышедший в один год с собратом «Госфорд-парком». «8 женщин» — возмутительно беспечное, игривое, предельно зрительское кино, позволившее Озону отвлечься от серьезности ранних картин.

Катрин Денев, Изабель Юппер, Фанни Ардан и прочая французская богема уходят в отрыв, собравшись в заснеженной провинции на Рождество. Праздник отменяется, ведь убили главу дома — оказавшись в замкнутом пространстве, все восемь участниц начинают допытывать друг друга, отрываясь от реальности, устраивая возню.

С вином наперевес и ножом в спине, с колюще-режущими деталями фильм проходит проверку временем и музыкой — композитор Кришна Леви, позднее также работавший над «Запредельем» Тарсема Сингха, обрамил замкнутость пространства героинь и комедийность их положения подходяще балагурным, безотказно работающим саундтреком.

Зачарованная (2007)

Если и выбирать в новом веке среди проектов Disney лучший мюзикл, то только предварительно вспомнив «Зачарованную». Неожиданно постмодернистский, работающий с одинаковым успехом на детей и на взрослых фильм рассказывает о принцессе Жизель (Эми Адамс), перекочевавшей из рисованной идиллической сказки в современный Нью-Йорк.

В мегаполисе все складывается не так уж и удачно: на Таймс-сквер привычная толчея, диадему ворует бездомный, принц спасать не торопится, а голуби, тараканы и крысы уже не выглядят эстетически приятными. Но Жизель не сдается, находит новую любовь и с успехом учится жить в мире, где иногда приходится испытывать праведный гнев.

Песни к «Зачарованной» писал легендарный голливудский композитор Алан Менкен («Русалочка»), однако полностью работающими они оказываются только с подачи Адамс, чей распахнутый взгляд, уверенный вокал и превосходный комедийный тайминг открыли тогда начинающей актрисе дорогу в индустрию.

Рок-н-рольщики (2016)

Скромный gem (оригинальное название — Sing Street), который в лицо до сих пор знает незаслуженно малое количество народа.

В Дублине середины 1980-х подросток Конор, переведясь в новую школу, хочет всеми силами произвести впечатление на понравившуюся одноклассницу Рафину (Люси Бойнтон). Нет способа лучше, чем завести собственную группу, что парень и делает. Окружающая серость с разводом родителей, пьющими учителями и директором-растлителем немного отступает и дает выход честным эмоциям и глэм-рок-серенадам с безответной любовью.

Спустя десятилетия после «Однажды», исправившись после милого, но заурядного «Хоть раз в жизни» Карни возвращается на родину, дает возможность своим героям не просто побыть во вселенной с трудностями пубертатного перевода, но еще и эволюционировать музыкально — бэнд в центре истории плавно переходит в своем стиле от Duran Duran до последователей The Cure.

Фантазия и реальность, а также личный опыт взросления Карни взаимодействуют здесь как равные напарники, но мечты финальным аккордом все же берут верх — жаловаться на их триумф более чем бессмысленно. Нередкий случай, когда фильм порождает версию на Бродвее: премьера театрального мюзикла должна была состояться в 2020-м, но осталась нереализованной из-за ковида.

Танцующая в темноте (2000)

Наглядный пример антимюзикла, не похожего ни на одного представителя, сделанного в стиле движения «Догма-95», являющегося драмой на стыке с документалистикой.

Чешская иммигрантка Сельма (Бьорк) работает на фабрике и постепенно слепнет. Она копит средства на операцию сыну с похожим диагнозом, однако ее обвиняют в предумышленном убийстве, которого она не совершала.

Единственным выходом для Сельмы на протяжении всей картины остается побег в фантазию, где она представляет себя героиней классических американских мюзиклов 40-х. Весь саундтрек строится на использовании ударных и экспериментальном сочинительстве самой Бьорк. Главным и радикальным отличием от традиционно заложенного в жанре эскапизма предстает возвращение к реальной жизни, усиление всего трагического без шанса на спасение.

Триер не испытывает жалости, унижая и героиню, и зрителей, заставляя страдать в унисон, подводя к немому от боли финалу. «Танцующая» напоминает два последних альбома певицы Фионы Эппл (The Idler Wheel… и Fetch The Bolt Cutters): из звуков прессовальных аппаратов и воя внутреннего загнанного зверя, из подручной утвари проклевывается симфония, постепенно подводящая к освобождению, но на деле практически не сдвигающая с места.

Смотрите также — Фильмы, которые заставят вас пустить слезу

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Источник