Российская кинолента произвела настоящий фурор в Киргизии

Кинолента "На дальних рубежах", представленная на кинофестивале "Умут" в Бишкеке, произвела настоящий фурор. Впрочем, такой успех на родине съемок был ожидаем. Ведь до этого картина уже имела ряд высоких наград на международных кинофестиалях. О том, как проходили съемки в Киргизии и как на площадке сочеталась игра профессиональных актеров и местных жителей, "РГ" рассказал режиссер киноленты Максим Дашкин.

Российская кинолента произвела настоящий фурор в Киргизии
© Российская Газета

О чем ваш фильм и почему для съемок вы выбрали именно Киргизию?

Максим Дашкин: Это картина о любви, о непростых человеческих отношениях, характерах и жизни в далеких военных городках, снятая в жанре "честной драмы". Почему выбрал Киргизию? У меня есть фильм, который называется "Круговое движение". Это короткометражная лента с похожим сюжетом, и она имела хороший резонанс. Фильм был показан на 30 фестивалях и получил 15 наград. Я увидел, что люди откликаются на подобную тематику, хотя она и не нова. Так пришла идея снимать уже полнометражный фильм. Это был своеобразный творческий ход - усложнить картину и максимально увести героев географически подальше, в более сложные обстоятельства.

Я был в Киргизии в конце 2015 года и принимал участие в фестивале "Киргизстан - страна короткометражных фильмов", где получил приз за лучшую режиссуру. Это дало возможность больше узнать о жизни военных семей в Киргизии, где дислоцируются российские военные части. Но потом мои замыслы пришлось несколько изменить. Снимать в самих частях нельзя. Однако у меня была возможность пожить в Канте какое-то время и побольше узнать о людях с базы, чем они заняты, как организуют свой быт.

Российская военная база есть и в Армении, но рассказывать о Кавказе, как мне показалось, довольно тяжелом политическом регионе, я не был достаточно компетентен. В Киргизии же гораздо проще было посмотреть, как выстраиваются взаимоотношения между российскими военными и местным населением. Это общение достаточно органичное. Мне показалось, что это очень подходит для той истории, которую я хотел рассказать в своем фильме.

Главные роли в картине исполняют известные российские актеры Виктория Толстоганова, Сергей Шнырев и Александр Кудин. Как они отнеслись к приглашению принять участие? Ведь летать без конца в Киргизию на съемки утомительно.

Максим Дашкин: Виктория сыграла роль Марии Лесковой, жены командира части. Причем согласилась сразу, сказала, что это ее тема. Снималась очень охотно, несмотря на то, что приходилось часто летать на наши съемки и обратно в Москву. Бывало, что после ночного перелета сразу приезжала на съемочную площадку, и мы начинали работать. На главную мужскую роль - мужа Марии Лесковой и командира части - я пригласил известного российского актера театра МХАТ Сергея Шнырева. В то же время рядом со звездами российского кинематографа снимались начинающие киргизские актеры и даже местные жители. В частности, 18-летний парень Игорь Якушев. Он играет сына главной героини. На эту роль нужен был спортсмен. Мы пошли посмотреть ребят в местную спортшколу. Там я увидел, как Игорь занимается единоборствами, и пригласил поучаствовать в картине. Тем более, что у него уже был небольшой актерский опыт. Он играл в картине "Золотая рыбка" Александра Галибина, которая, кстати, снималась на Иссык-Куле. Мне как режиссеру было очень интересно сотрудничать с киргизскими актерами. Нужно было почувствовать типажи. Я ведь мало знаю местные традиции, обычаи. В частности, хотелось бы отметить работу молодой киргизской актрисы Тургунай Эркинбековой. Девушка вкладывала в роль всю свою энергию. В фильме также были задействованы актеры Русского драматического театра имени Чингиза Айтматова, за что я им очень благодарен.

То есть отношения на съемочной площадке складывались гармонично?

Максим Дашкин: Были и сложные моменты, но, в принципе, это нормально. Так всегда бывает. Поверьте, когда во время съемок все идет гладко, не всегда получается хорошее кино. Группа была многонациональная плюс непростая логистика, сложный реквизит и многое другое. Но главное - итог. Фильм у нас получился. Наша работа замечена на разных площадках, в числе которых и Московский международный кинофестиваль. Фильм был тепло принят и киргизскими зрителями, что также для меня очень важно.

Как воспринимали работу съемочной группы местные жители?

Максим Дашкин: Как я уже говорил, мне очень понравилось работать в Киргизии. Прежде всего потому, что здесь нет никакого национального противостояния. Люди охотно откликались на наши просьбы. В массовке задействованы местные жители. Военные из части - это старшеклассники из местной школы, которых мы переодели в военную форму. Их тренировали около двух недель, а уже потом они работали на съемочной площадке и, должен сказать, справились на "отлично". Я очень благодарен нашим киргизским партнерам за их вклад в картину. Кроме Игоря, о котором я уже говорил, роль священника в фильме играет отец Евгений, который служит в храме на авиабазе Кант.

В ваших фильмах часто возникает тема любви и армии. Это как-то связано с вашей судьбой?

Максим Дашкин: У меня военными были дед и отец. Оба полковники ВДВ. Мои детские годы связаны с армией, и, естественно, это не могло не наложить определенный отпечаток. Именно поэтому у меня есть большое уважение к людям, которые выбрали для себя путь военного. В то же время испытываю некоторую фрустрацию, когда вижу, что в некоторых наших фильмах и сериалах военнослужащих изображают однобоко или в негативном свете. Я знаю, что это не так или не всегда так. Конечно, не надо непременно выставлять кого-то белым и пушистым, но мне интересно смотреть на этот мир глубже, с внутренним пониманием и уважением.

Ключевой вопрос

Понятно, что в нынешних условиях строить планы на будущее сложно, но все же расскажите о ваших новых проектах.

Максим Дашкин: Таковых у меня несколько, и, на мой взгляд, все они интересные. В частности, очень привлекает творчество Олега Павлова. У него есть замечательная повесть "Карагандинские девятины". Это драматическое произведение в стиле раннего Солженицина. Речь идет о молодых людях, проходящих срочную военную службу в конце 80-х годов в Казахстане. Вообще, все то, что писал Павлов, вызывает немало споров, хотя писатель был далек от какой бы то ни было идеологии, призывая только к состраданию.

Еще один проект - "Турдейская Манон Леско" Всеволода Петрова. Это написанная в 1946 году повесть о любви на войне, где последняя остается за кадром. История о силе двух странно родственных чувств - страха исчезновения и трепета очарования, о том, какую роль они играют в жизнь пассажиров санитарного поезда, отношениях между влюбленными...

Также работаю над экранизацией романа Андрея Геласимова "Чистый кайф". Это уже более современное произведение об очень непростом, страшном времени - российских девяностых. И о плате человека за успех и реализацию своего таланта.