Жизнь как песня: исполняется 100 лет со дня рождения композитора Арно Бабаджаняна
21 января исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося советского композитора и пианиста, народного артиста СССР Арно Бабаджаняна, создателя более чем двух сотен песен, под которые жили и трудились целых три поколения советских, а потом и российских граждан. В честь юбилея музыканта, который отдал песенному жанру свое сердце, «МИР 24» рассказывает о его детстве, творческих поисках и о том, каким он был в жизни.
Поступил в консерваторию по совету Арама Хачатуряна
Арно Бабаджанян родился в Ереване 21 января 1921 года. Однако потом его отец исправил в метрике дату рождения сына на 22 января, поэтому именно эта дата фигурировала во всех прижизненных биографиях композитора. Дело в том, что через два года после рождения мальчика, 21 января 1923 года умер Владимир Ленин, и этот день во всем Советском Союзе стали отмечать как траурный. Небольшая правка в документах вновь подарила Арно право отмечать свой день рождения по-настоящему празднично.
Родители будущего композитора были далеки от музыки, если не считать увлечения самодеятельностью. Его отец преподавал математику, а мама была учителем русского языка и литературы. Оба они происходили из Игдыра, который в 1920 году в ходе турецко-армянской войны был занят войсками Турции, а армяне, составлявшие большую часть населения, были убиты или бежали. Срочно уехать пришлось и этой семье. Арутюн Бабаджанян и Арцвик Арутюнян увезли с собой из Игдыра девочку-беженку, семья которой погибла во время трагических событий. Они удочерили ее и воспитали, как сестру Арно, родившегося через год после того, как семья осела в Ереване.
Крестным Арно Бабаджаняна в музыке стал знаменитый композитор Арам Хачатурян. Он занимался поиском юных дарований в детских садах и школах Еревана и безошибочно определил ростки таланта в пятилетнем мальчике. Именно он сказал родителям Арно, что парень нуждается в серьезном музыкальном образовании.
Отец будущего музыканта играл на флейте, хотя и был самоучкой. Совет знаменитого композитора он воспринял со всей серьезностью, тем более что уже с трех лет его сын начал осваивать старую домашнюю фисгармонию, выводя на ней вполне законченные фрагменты мелодий. В 1928 году семилетний Арам начал учиться в музыкальной школе при Ереванской государственной консерватории.
Очень скоро он уже пытался сочинять музыку, и в девять лет написал «Пионерский марш» – первое самостоятельное творение, которое одобрили его консерваторские учителя. А в двенадцать лет за исполнение произведений Мендельсона и Бетховена юный пианист получил свой первый приз на республиканском конкурсе молодых дарований.
Не удивительно, что после окончания музыкальной школы талантливый выпускник поступил в Ереванскую государственную консерваторию. Однако этого ему показалось мало, он хотел учиться в Москве. И уже в 1938 году юноша отправляется попробовать свои силы в столице СССР. Его талант и исполнительское мастерство позволили ему поступить в музыкальное училище имени Гнесиных, причем его приняли сразу на последний курс. Он учился по классу фортепиано у знаменитой Елены Гнесиной, а по классу композиции – у Виссариона Шебалина, выдающегося педагога, который в 1942 году стал ректором Московской государственной консерватории.
Студентом написал музыку, не уступающую творениям Скрябина
Арно Бабаджанян окончил Гнесинку и успел поступить в Московскую государственную консерваторию. Однако началась Великая Отечественная война, и он был мобилизован на строительство оборонительных сооружений. А в конце 1941 года эвакуировался с консерваторией в Саратов.
Сын композитора Ара Бабаджанян впоследствии рассказывал о нем: «Москва фактически стала для отца второй родиной. Когда началась Великая Отечественная, их послали на строительство оборонительных рубежей под Москвой. Позднее в Москве отец получил второе образование. Он всегда говорил, что если бы не Россия, нас бы, наверное, тоже не существовало, так же, как не существовало бы армянского государства. Отец это понимал, он воспитывался на русской культуре. Более того, отец позиционировал себя как армянский композитор, который впитал в себя лучшие традиции русской музыкальной культуры».
В 1942 году Арно Бабаджанян вернулся в Ереван и восстановился в местной консерватории. Он прошел полный курс обучения в ней, а в 1946 году вместе группой молодых музыкантов был направлен в Москву на усовершенствование.
Снова Москва. Бабаджанян окунулся тут в бурную послевоенную музыкальную жизнь, и был восстановлен на предпоследнем курсе Московской консерватории. Он попал в класс фортепиано выдающегося педагога Константина Игумнова и окончил его в 1948 году.
Биографы Бабаджаняна утверждают, что защита его диплома стала настоящим событием. Кроме произведений классиков, необходимо было сыграть свое собственное творение. 27-летний Арно с блеском сыграл произведение, написанное им в стиле Александра Скрябина. Да так, что члены жюри решили, что это произведение самого великого композитора. А ведь в экзаменационной комиссии были знаменитые пианисты и педагоги. Они дослушали исполнение и вежливо уточнили, что надо исполнить что-то свое. Бабаджанян ответил, что как раз это он сейчас и сделал. Экзаменаторы были в шоке: творчество Скрябина они опознавали безошибочно, и вдруг так промахнуться, да еще коллективно. Про талантливого выпускника заговорило все музыкальное сообщество столицы.
В те годы Арно Бабадженян стал членом группы «Армянская могучая кучка». Это был дружеский круг из нескольких армянских композиторов, окончивших Ереванскую и учившихся в Московской консерватории. Все они в те годы жили при Доме культуры Армении, а руководителями «Кучки» были Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. Это было невероятно творчески заряженное, развеселое общество музыкантов. Позже четыре члена группы были удостоены звания Народный артист СССР. А двое – Александр Арутюнян и Арно Бабаджанян – совсем молодыми были удостоены Государственной премии СССР.
Композитор и его муза
В послевоенной Москве Арно нашел и свою любовь. Точнее она сама нашла его: очаровательная студентка Московской консерватории Тереза Оганесян подошла к Арно после его концерта в Доме культуры Армении и восторженно сказала, что он «играл как Бог!». Это было правдой: пианистом Арно Бабаджанян был настолько виртуозным, что если бы он не пошел по пути композиции, то мог занять достойное место среди таких великих имен, как Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер. Вот что писал о нем знаменитый профессор Московской консерватории Константин Игумнов: «Мой студент Арно Бабаджанян – личность редкой одаренности и талантливости. Помимо композиторского дара, он обладает прекрасными исполнительскими, музыкальными и техническими данными. Можно с уверенностью предсказать ему прекрасное артистическое будущее».
Тереза Оганесян также была очень талантливой пианисткой и органисткой, которой прочили успешную карьеру. Но встреча с Арно кардинально изменила жизнь девушки: после замужества она решительно пожертвовала своим профессиональным продвижением, посвятив себя семье и став настоящим ангелом-хранителем для своего талантливого мужа.
По воспоминаниям друзей, Тереза повсюду сопровождала супруга, окружила его самой нежной заботой и оберегала от всего негативного. Именно ей Бабаджанян посвятил одно из своих самых красивых произведений – знаменитую композицию под названием «Ноктюрн».
В 1953 году у пары родился сын – Ара Бабаджанян, который впоследствии окончил ГИТИС и стал актером и эстрадным певцом. Как вспоминал Ара, отец воспитывал его в любви к Армении, хотел, чтобы сын помнил свои корни. Каждое лето семья непременно ездила в Ереван, они обязательно бывали у дедушки и бабушки.
И в Москве, и в Ереване Арно Бабаджанян всегда был центром большой шумной компании друзей. Он шутил, любил розыгрыши и гротескные подражания, был очень артистичен, любил рассказывать всякие истории, каждый раз расцвечивая их новыми подробностями, выбирая сочные и яркие образы. От него невозможно было отвести глаз.
Вечный романтик, поднявший песенный жанр на новую высоту
Арно Бабаджанян обрел всесоюзную славу, как композитор-песенник. В сотрудничестве с Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко и другими выдающимися поэтами он создал эстрадные песни, которые были невероятно популярны в СССР. Причем поэты как правило писали стихи на его музыку, а не наоборот. Песни эти исполняли Муслим Магомаев, Анна Герман, София Ротару, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Алла Пугачева и многие другие звезды эстрады. Целых 30 лет они были невероятно популярны в СССР, да и сейчас еще не забыты, просто авторство любимых с детства песен теперь уже помнят не все.
Немало было сделано композитором в области музыкально-театральных жанров. Известны его мюзиклы «В горах мое сердце», «Дядя Багдасар» и «Невеста с севера». Но до сих пор многие считают, что если бы не увлечение «легким жанром», он мог бы снискать мировую славу как создатель серьезной симфонической музыки. В его активе более трех десятков симфонических и инструментальных произведений. Он сочинял сонаты, пьесы, сочинения для рояля со струнными инструментами и для двух роялей, многие из которых приобрели всемирную известность.
На всемирном конкурсе песни в Японии в 1973 году он получил первую премию за композицию «Чертово колесо». При этом обойдя даже знаменитого француза Франсиса Лея, создателя музыки к культовым фильмам «Мужчина и женщина» и «История любви» (за музыку ко второму фильму тот получил премию «Оскар»).
Любимым его композитором был Рахманинов. Каждое утро он начинал с того, что садился за инструмент и исполнял пару прелюдий Рахманинова. Это его вдохновляло и воодушевляло на собственное творчество.
Арно Бабаджанян прожил не очень долгую, но невероятно насыщенную жизнь. Когда в далеком 1953 году у музыканта диагностировали рак крови, врачи сперва дали ему всего несколько месяцев жизни. Это было страшным ударом: в тот момент музыканту было всего 32 года, у него были молодая жена и новорожденный сын, масса творческих планов, задумок и невероятно насыщенная событиями и творчеством жизнь.
Большую роль в борьбе со страшным заболеванием сыграл выдающийся французский онколог, который по счастливой случайности оказался тогда в СССР. И позже Арно Бабаджанян лечился у него во Франции. Но огромная заслуга в том, что композитор прожил еще целых 30 лет, принадлежит его музе Терезе Бабаджанян.
Когда он заболел, жена постоянно сопровождала его, возила с собой набор для оказания первой помощи, обеспечивала ему правильное питание и отдых, оберегала его от тревог и даже от плохих новостей. Но она всегда знала, что он не должен чувствовать себя больным, что это губительно для его кипучей натуры. Поэтому она помогала ему втайне от врачей съездить на концерт или съемки на телевидении. Ему это было необходимо, как воздух.
А еще ему было необходимо обращение к своим корням. Он любил говорить: «Проживаю-то я в Москве, а вот живу в Армении». И старался ездить туда как можно чаще. В Дилижане был дом творчества, где он часто отдыхал и работал. После 1965-го года почти все основные его произведения были написаны именно во время поездок в Армению.