Войти в почту

Субъективный топ молодых композиторов Татарстана: кто после Жиганова и Сайдашева?

Этой зимой Татарстан отметил 110-летие со дня рождения Назиба Жиганова и 120-летие Салиха Сайдашева. До сих пор творчество советских композиторов ТАССР является неоспоримым аргументом в споре о том, когда высокое искусство республики достигло своего наивысшего расцвета. Впрочем, и сейчас Казань может предложить миру, если и не настолько признанных, но не менее активных композиторов. Ведь для них законы музыкального бизнеса также никто не отменял: главное — работать. Опросив нескольких экспертов, "Реальное время" составило список тех авторов, чьи произведения хотели бы видеть и слышать на главных площадках города.

Субъективный топ молодых композиторов Татарстана: кто после Жиганова и Сайдашева?
© Реальное время

Эльмир Низамов

Активнейший композитор, прибывший к нам из Ульяновска, начал путь наверх с рок-оперы "Алтын Казан", которая в прошлом году добралась до сцены оперного театра. Также написал оперу "Кара пулат", после чего стал практически штатным композитором спектакля Ильгиза Зайниева. Также присоединился к объединению "Алиф", озвучивая такие проекты, как "Әдиф", "Дәрдмәнд" и "Аллюки". Кроме классической и экспериментальной музыки совершенно спокойно пишет поп-треки — его песня звучит на титрах "Зулейха открывает глаза", а Айдар Сулейманов с хитом "Атлар чаба" представлял республику Татарстан на конкурсе Turkvision-2014.

Радик Салимов

Приехавший поступать в Казанскую консерваторию после окончания Нижнекамского музыкального училища по классу баяна (на родине, говорят, даже играл панк), Салимов выделяется среди коллег широким кругозором. Его интересует рок-музыка, джаз, народные инструменты, мелодии других народов. Одна из его известных композиций называется "Ирландский сабантуй". Несколько лет он продвигал свою электронную транс-группу Tatarsis. Руководил лабораторией творческих и социальных технологий "Полутон" в Центре современной музыки Софии Губайдуллиной. Сотрудничает с Государственным ансамблем песни и танца.

Из последних его достижений — участие в записи татарского альбома Дины Гариповой (он, в частности, работал над версией песни "Ай, былбылым", которая звучит в сериале "Зулейха открывает глаза") и также над музыкой к спектаклю Тимура Бекмамбетова "Ходжа Насреддин" на лаборатории "Свияжск АРТель". Его композиции звучали в спектаклях Камаловского театра "Go! Баламишкин" и "Игра с монстриком". Заметным явлением стал этно-мюзикл "Семь жемчужин". Он не только озвучивал фильмы, но и снимался — у Салавата Юзеева в "Югалту" в весьма характерной роли уехавшего из родного дома художника.

Лейсан Абдуллина

Руководитель инструментальной группы театра им. Качалова с 2016 года (так что ее работу можно услышать в постановках "Дон Жуан", "Укрощение строптивой", "Женитьба" и "Бег") также отметилась в двух необычных полноформатных проектах. В "Углу" в 2016-м она показала оперу-триллер "Береника" по рассказу Эдгара По. А в рамках лаборатории Kazan Opera Lab на сцене Тинчуринского показали сказку "1+6" по либретто Павла Полякова.

Ильяс Камал

Вероятно, главный трудоголик нашего списка. Солист филармонии, дирижер оркестра театра имени Тинчурина родился в Петербурге, но учиться приехал в Казань, в колледж имени Аухаудеева, а потом и в консерваторию. С тех пор Камал всегда в работе. Играет на лекториях, дирижирует на спектаклях, пишет композиции. При этом также помогает в записи татароязычным рок- и рэп-музыкантам. Отдельная категория в его работе — это оркестровки, которые он делал и ГСО РТ, и оркестра La Primavera, "Новая музыка", Sforzando, причем не ограничиваясь только академическими жанрами. Для лаборатории Kazan Opera Lab он написал оперу "Минем Такташ". Известно, что в прошлом году написал симфоническую поэму, посвященную Ильгаму Шакирову. Как и многие, участвовал в песенной лаборатории "Безнең җыр", при этом дирижировал оркестром и работал над многими концертными вариантами композиций.

Зульфия Раупова

Приехала в Татарстан из Йошкар-Олы. Для "массовой" публики самой заметным достижением Рауповой стала опера-сказка "Ак Буре" по либретто Рузаля Мухаметшина, которую показывали в рамках Культурной Универсиады перед 24 тысячами зрителей. Сотрудничала с главным татарским баянистом в Европе Айдаром Гайнуллиным — так появился проект Pentatango для двух солистов и камерного оркестра (2015). Отметим, что хоть духовно Зульфия Ильнуровна всегда в Казани, многие годы она предпочитает жить в Москве.

Миляуша Хайруллина

Молодая выпускница консерватории — один из двигателей творческого объединения "Калеб", в котором она зачастую отвечает за музыкальное оформление творческих вечеров и спектаклей. В театре "Экият" идет спектакль "Волк и семеро козлят" с ее музыкой, в Кариевском — "…отосланные письма" по повести Аделя Кутуя. Кроме того, Хайруллина — автор песен в поп-рок-группе Abadeli.

Эльмира Галимова

Универсальный творец: не только пишет, но и сама поет (единственная эстрадная исполнительница в нашем списке). Первый авторский концерт провела в 2010 году, представив всю серьезность намерений: в программе была "Этно-фантазия" для саксофона и камерного оркестра, "Камерная симфония" в четырёх частях, оратория "Изге ядкәр" для солистов, хора и камерного оркестра. Сотрудничала с театром имени Кариева (драма "Зәйтүнәкәй". мистерия для детей "Әйт, эле күбәләк", сказка "Книга Деда Коркута"), с Тинчуринским ("Первая любовь"), с Мензелинским ("Каракуз") и Буинским ("Әфәрин, артист"). Отдельно стоит упомянуть ее арт-оперу "Сөембикә канаты". Галимова — участник крупных событий, вроде международного фестиваля женщин-композиторов Тюркского мира или фестиваля Ассоциации современной музыки ISCM 2013 (Словакия-Австрия). Несколько лет она работала исполнительным директором оркестра La Primavera. Сейчас он заведующий отделом театра и музыки Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова, проводит конференции и круглые столы, посвященные театру.

Лилия Тагирова

Вероятно, самый "детский" композитор. Ее песня "Весняночка" попала в 2008-м в финал "Детского Евровидения". В 2012 году в Германии она выпустила два сборника детских камерных и ансамблевых сочинений. Сама пишет тексты к композициям. Одна из последних ее работ — оркестровки для республиканской творческой программы для юных музыкантов "Звёзды из завтра". В прошлом году с ее детско-подростковым мюзиклом "Тайна музыкальной шкатулки" центр выявления, работы и продвижения одаренных детей и талантливой молодежи "Планета талантов" из Уфы выиграл грант Президента РФ.

Елена Анисимова

Доцент кафедры теории музыки и композиции консерватории, учившаяся в римской академии музыки Santa Cecilia и венском Шенберг-центре известна благодаря камерной опере "Вий" и опере-колядке "Ночь перед рождеством" (для них она сама писала либретто). Также в ее багаже, к примеру, симфоническая фантазия на удмуртские напевы "Шудон гур" и оркестровка сюиты для оркестра Назиба Жиганова "Альбом моей дочери", из которой вырос спектакль для детей.