«Мистер Твист». Как советский композитор Арно Бабаджанян стал символом целой эпохи

В эту пятницу легендарному советскому композитору Арно Бабаджаняну исполнилось бы 100 лет. Почему его называют «Мистер Твист советской эстрады» и как он стал символом целой эпохи, узнавала корреспондент «МИР 24» Анны Деркач.

«Мистер Твист». Как советский композитор Арно Бабаджанян стал символом целой эпохи
© Мир24

Однажды утром москвичи настроили свои радиоприемники и узнали, что их город – лучший город Земли. Эта была музыка энергичной эпохи оттепели. И первый советский твист. Написал его Арно Бабаджанян, а исполнил Муслим Магомаев.

«Хрущев любил слушать радио. И ему это очень не понравилось. Как? Твист о Москве? Что это такое? Снять со всех эфиров, запретить эту песню. В 1964 году Хрущева снимают с работы. И Муслим даже в своем интервью вспоминает: я пришел в редакцию, и говорю: мы с Бабаджаняном наше дело сделали Хрущева с работы сняли! Теперь дело за вами, давайте эту песню обратно ставьте», – рассказал певец, актер, сын Арно Бабаджаняна Ара Бабаджанян.

Старания политбюро были напрасными. Страну накрывает волна твистомании. Без него не обходится ни одна громкая кинопремьера. «Дайте жалобную книгу», «Здравствуй, это я», «Берегись автомобиля», «Кавказская пленница». Твист звучит из каждого утюга. Его играют в ресторанах, крутят на радио и показывают в популярных телепередачах.

Твист звучит на танцплощадках и на квартирных вечеринках. Его танцуют «стиляги» – ярко одетые молодые люди, похожие на моделей из журналов мод. Их облик – сплошной протест против единообразия советской одежды, досуга, и, конечно же, музыки.

«Мы как раз учились в институте кинематографии, во ВГИКЕ, я жила в общежитии. Только мы начинали танцевать твист, тут же прибегала комендант и отключала электричество, чтобы мы не могли танцевать. Это, конечно, было очень забавно. Но все равно твист мы продолжали танцевать в нашем общежитии, потому что к нам часто приходил Муслим Магомаев. Я не знаю, с кем он дружил из общежития из актеров. Он пел как раз твистовую песню Бабаджаняна», – поделилась народная артистка РСФСР Лариса Лужина.Очередной успех Бабаджаняна обернулся грандиозным скандалом. По результатам читательского опроса, газета «Советская культура» выбрала песней года «Королеву красоты». Но вместо поздравлений Бабаджаняна вызывают на ковер в Союз композиторов.

«Стал выступать Никита Богословский. И начал он свою речь так: «Я знаю двух Бабаджанянов – один Бабаджанян, это который пишет серьезную музыку, а вот есть еще второй Бабаджанян, который пишет всякие твисты». Отец терпел-терпел, потом не выдержал и сгоряча сказал, что я знаю многих композиторов, которые хорошо говорят, но плохо пишут музыку», – отметил Ара Бабаджанян.

Остроумие композитору досталось от родителей. От мамы Арцвик, учительницы русского языка, еще и нос, ставший визитной карточкой Бабаджаняна.

«По носу узнавали Арно. Когда в бассейне он на спине плыл – это было, как акула, нос как плавник выходил, и он плыл», – рассказал председатель Союза композиторов Армении Арам Сатян.

Однажды Арно Арутюновича остановил инспектор ГАИ. Начал дотошно проверять, есть ли штрафы, а что в багажнике? Через пару минут подошел другой инспектор и что-то шепнул коллеге на ухо. Тот начал суматошно извиняться. Это был редкий случай, когда самый известный профиль Советского Союза не узнали с первого взгляда.

«Я помню, как он все время смешно поднимал свой большой нос и говорил что-то детским голосом», – поделилась фотохудожник, дочь поэта Роберта Рождественского Екатерина Рождественская.

От отца Арутюна, учителя математики, Арно достался идеальный музыкальный слух. Это заметил Арам Хачатурян, который однажды приехал в Ереван в составе московской комиссии для поиска одаренных детей. Через много лет знаменитый композитор поможет Бабаджаняну перевестись из Ереванской консерватории в Москву, чтобы учиться у лучших педагогов. Одного Хачатурян понять не мог: зачем столь одаренный симфонист разменивается на песенки. И ведь правда – известный на всю страну композитор, член КПСС, к 45 годам становится для молодежи проводником чуждой западной культуры. Но советских меломанов это не интересовало. У них – новые кумиры. Трое неразлучных друзей: композитор Арно Бабаджанян, певец Муслим Магомаев и поэт Роберт Рождественский. Вместе они создали лучшие хиты шестидесятых.

«Муслим Магомаев, большая часть его репертуара состояла из песен Бабаджаняна. Это все началось, я думаю, в конце 60-х, и потом они уже как-то нашли отца», – добавила Екатерина Рождественская. Друзья вспоминали: хитов могло быть и больше. Мешал темперамент Арно Арутюновича. Этакая сочинительская жадность. Он записывал потенциальный шлягер, и, не давая ему раскрутиться, тут же выдавал другой. Даже знаменитому «Чертову колесу», написанному на стихи Евгения Евтушенко, Бабаджанян подставил подножку – на самом пике популярности и народной любви представил публике следующий шедевр песню «Свадьба».

Нетерпеливый Арно пытался обогнать сам себя. Всякий раз он думал, что очередной мотив и есть его та самая, бессмертная мелодия. А их уже были десятки всеми любимых, узнаваемых и по-настоящему народных песен. От джаза, твиста и шейка до эстрады и непревзойденной классики. Так звучала сама эпоха композитора Арно Бабаджаняна.