«Обыкновенные люди»: что ждет зрителей на сцене нижегородского театра «Комедiя»
Наверное, нет в России ни одного человека, который не видел бы фильм «Любовь и голуби». Комедия, созданная драматургом, сценаристом, актёром и режиссёром Владимиром Гуркиным, стала поистине народной. И вот почти через 40 лет другая его пьеса «Саня, Ваня, с ними Римас» завоёвывает сцены театров по всей стране. Свою версию истории под названием «Обыкновенные люди» в постановке Вадима Данцигера предложил зрителям и нижегородский театр «Комедiя». Нет отрицательных героев Сюжет незатейлив и рассказывает о трёх семьях, которые живут в уральской деревеньке, на берегу реки Чусовая. Герои пьесы – реальные люди, автор даже не изменил имена своих бабушек и дедушек, и этот рассказ об истории семьи подкупает своей правдивостью. Перед нами простые дружные люди, вся жизнь которых – работа и редкие часы отдыха, которые они проводят вместе. Ну как не попариться в бане, не спеть песню, сидя за общим столом, или не поделиться тем, что у тебя на душе, с сестрой? Каждый из них в курсе всей жизни других. Так всё и шло бы мирно, если бы не началась война. Пока она далеко от богом и людьми забытой деревни. Да и нет в спектакле авианалётов, выстрелов и разрывающихся бомб, но нельзя скрыться от беды, которая пришла в каждый дом. Художник-постановщик спектакля Борис Шлямин решил пространство сцены просто и в то же время эффектно. Обилие деревянных деталей – заборы, столы, лестницы, предметы деревенского быта, и вот уже создаётся полная иллюзия деревни. Генетическая память сразу выдаёт отблески первых лучей солнца, пробивающихся сквозь утренний туман с реки, запах травы в холодной росе, жужжание назойливых деревенских мух. А волшебник Сергей Скорнецкий так тонко играет светом, что каждая досочка на сцене приобретает объём и значение. И на этом фоне раскрываются глубины людских душ. Когда-то Гуркин сказал: «У меня нет отрицательных персонажей. Может, это и хорошо. Какую мысль хочу донести до зрителя больше всего? Берегите жизни друг друга. Не злитесь. Прощайте. Терпите». Здесь тоже все герои – положительные. И от этого воспринимаешь всё происходящее с ними гораздо острее. Живи и помни Татьяна Киселёва, Алина Гобярите, Алёна Щеблева и Юлия Лыкова (Александра, Анна, Софья и Женя) быть может впервые были на сцене совершенно открыты. Без ярких костюмов, без грима, без всего того, за что можно спрятаться. И блестяще справились с задачей, раскрыв глубину характеров своих героинь. Глядя на них, ощущаешь волшебство узнавания себя. И неважно, что в твоей жизни не было именно этих событий, но понимание ускользающего бытия знакомо всем. Поэтому так трогает душу каждая сцена. Мужчины – Дмитрий Кальгин, Иван Гапонов и Александр Калугин (Пётр, Иван и Римас) – более сдержаны, порой гротескны, но и они правдивы в каждой сцене. Пётр и Иван со дня на день ждут повестки на фронт. Но вместо этого рискуют быть арестованными как враги народа по поклёпу председателя колхоза. О нависшей над ними опасности мужчин предупреждает Римас, и они уходят на фронт добровольцами. Но всё самое интересное начинается позже. На дворе 1949 год. После войны Иван так и не объявился, и его жена Саня принимает непростое решение – позволить себе жить дальше с тем самым Римасом, который был рядом в трудное время. Вот тут-то и возвращается с войны Иван… Почему он не подавал о себе вестей и чем кончится эта история, вы узнаете, если придёте на премьеру, посетить которую действительно стоит. – Это очень тяжёлый материал, и донести его до зрителя непросто. Люди забывают, что такое война, – поделилась с нами дочь драматурга Екатерина после премьеры. – Многие не верят, что можно буквально загрызть противника. А ведь были бои зубами, когда для обмороженных бойцов это был единственный шанс на жизнь. И они грели руки в крови убитых товарищей. Всё это было… и есть в тексте, хоть и не показано на сцене. Актёры очень органичны, и зритель им верит.