Вселенная Макса Фрая
В начале девяностых на русскоязычном рынке литературы массово стало появляться зарубежное фэнтези: новые имена, странные названия, яркие обложки. В этом многообразии легко было затеряться, но Макс Фрай нашел свою аудиторию, не растворившись в общем потоке. С этим автором было связано много вопросов: женщина или мужчина, "наш" или зарубежный, один человек или проект нескольких писателей, автор или литературный раб? Такая загадочность шла на пользу популярности, но уже с первой книги ("Чужак", 1996 год) стало понятно, что текст сам по себе работает лучше любой рекламной кампании. Фрай создал мир, наполненный магией, однако эта самая магия не стояла в центре сюжета, не была его единственным двигателем. Она, скорее, воспринималась как важная часть этого мира, закон его природы. Сюжет двигали герои: их выбор, рассуждения и воля. Цикл "Лабиринты Ехо" стал одним из первых представителей жанра магического реализма в отечественной литературе, именно с него начался писательский путь Макса Фрая. Но история сэра Макса, главного героя циклов Ехо, можно сказать, началась с детства. Тогда ещё он был Светланой Мартынчик. Писательница родилась в 1965 году в Одессе. В одном из интервью она рассказала, что в детстве несколько лет жила в Германии. Детские впечатления отражаются в ее работах: Германия довольно часто появляется в воспоминаниях сэра Макса о нашем мире, в те несколько раз, когда он снова оказывается на земле, это практически всегда Берлин или еще какой-нибудь крупный немецкий город. В том же интервью Светлана говорила, что желание сочинять у нее с детства: она любила играть с отцом в истории: "Папа, у лягушки было 20 лягушат", - они по очереди придумывали сказки про каждого из этих лягушат. Еще в детстве писательница ощутила подлинную власть демиурга, в дальнейшем она ходила в кружок юных журналистов, участвовала в олимпиадах по литературе, так что эта самая власть не отпускала ее. Светлана Мартынчик и Игорь Стёпин. Фото: vr-vyksa.ru. После школы Светлана поступила в Одесский национальный университет им. И. И. Мечникова на филологический факультет на вечернее отделение, а днем работала в библиотеке. Работу в библиотеке можно назвать важным эпизодом в появлении историй про сэра Макса: в этот период Светлана прочла полное собрание сочинений Ф.М.Достоевского. В своих книгах Макс Фрай переосмысливает некоторые сюжеты Достоевского, перерабатывает его философию. Самый яркий пример такого переосмысления – повесть "Чужак" из одноименной книги. По сюжету в мир Ехо вслед за самим сэром Максом проникает его земляк и совершает серию убийств. В итоге сэру Максу приходится заколоть его ножом, иначе в опасности окажется он сам. Фрай формирует обстоятельства таким образом, что этот исход становится единственно приемлемым, переворачивая таким образом дилемму Раскольникова. В обоих случаях убийство – акт сакральной проверки и жертвы: убийца неизменно уничтожает часть себя. "Я себя убил, а не старушонку!" – бросает Соне Родион. Но для Раскольникова убийство – это билет в никуда, тогда как для сэра Макса – ступень к дальнейшему развитию. После 3-го курса Светлана решила бросить университет и начала заниматься живописью. Со второй половины 1980-х годов Светлана Мартынчик вместе с другом, а в дальнейшем мужем Игорем Стёпиным создают творческий союз "Мартынчики", они работают над созданием собственной мифологии, переосмысляя историю и мифологические сюжеты человечества ( Artchive.ru ). В другом интервью писательница говорила, что вдвоем они работали на многих арт-проектах как на родине, так и за границей; там же и зародилась идея о мире, наполненном магией, и о герое, который, попав туда, пытается приспособиться к новой жизни. Переосмысление истории и мифологии человечества отразилось в писательской деятельности: в Ехо другие правила и другая история. Там нет религии (только на далеком Арварохе существует культ мертвого бога), нет привычных нам представлений "хорошо" и "плохо", сформированных религией, нет привычки (в том числе и языковой) примешивать к своим успехам и неудачам высшие силы. "Безбожность" мира порождает много забавных речевых моментов, но главное показывает важность личной ответственности за мир в целом и свою жизнь в частности. На этом фоне согласование своих решений с высшими силами (как это делают жители Арвароха) выглядит нелепым. Мир Ехо – во многом рефлексия на тему сверхчеловека. "Одна и та же книга". Фото: grouple.co. В 1996 вышла первая книга из серии "Лабиринты Ехо" - “Чужак”, она состояла из 4 повестей, в которых описывалось знакомство сэра Макса с миром Ехо. Книга вышла под псевдонимом Макс Фрай, что сразу же породило дискуссию о значении этого псевдонима. Макс Фрай можно перевести как "максимально свободно", а также "без Макса". Сама Светлана рассказывала, что идея псевдонима пришла благодаря банке пива, а именно фразе "alcoholfrei" (без алкоголя), так что второй вариант является верным. В финальной книге первого цикла "Лабиринт Мёнина" псевдоним автора обретает двойной смысл, его можно считать частью названия книги. Только в 2001 году Светлана Мартынчик раскрыла тайну псевдонима: конфликт с издательством вынудил ее "выйти из тени". Издатели пытались зарегистрировать псевдоним в качестве торговой марки, после чего Дмитрий Дибров во время “Ночной смены” раскрыл личность автора. Казалось бы, ответ получен, но его было недостаточно. Люди стали спрашивать, какое отношение к книгам имеет Игорь Стёпин, как появилась эта идея, где, когда, почему именно так, что значит псевдоним? С тех пор вышло два законченных цикла про сэра Макса: "Лабиринты" и “Хроники Ехо", несколько "побочных" книг про него, а также несколько циклов про других героев, но вопросы о том, кто такой Макс Фрай, до сих пор остаются актуальными. Макс Фрай. Фото: ok.ru. Сейчас писательница живет в Вильнюсе, активно ведет социальные сети и продолжает работу над книгами. Ее циклы не теряют популярности: выходят переиздания, организовываются фанатские встречи, снимаются студенческие фильмы на их основе, а также пишутся научные работы. Мир Ехо продолжает притягивать внимание людей. Фрай вносит свой вклад в изменение мнения о жанре фэнтези, доказывает, что это – серьезная литература. Если отбросить магию, то истории про сэра Макса – это современная трактовка концепции сверхчеловека, размышление об экзистенциальном кризисе и выходе из него, трактовка концепции метамодерна, размышления о дионисийской и аполлонической составляющей искусства. Это продолжение традиции русской философии, которая редко отделима от литературы.