Сердца людей объединяя
Чем примечательны онлайн-концерты новой американской академической музыки в России. Организация Lyrica Classic знакомит слушателей с новой академической музыкой. В январе 2021 года стартует виртуальный проект, посвящённый современной сакральной вокально-органной музыке под названием «Органный Апофеоз», который увенчается онлайн трансляцией концерта из красивой 100-летней Часовни Богоматери Ангелов в городе Катонсвилль, штат Мэриленд 28-го марта в 19:00 (моск. вр.) на YouTube Live. В концерте будут представлены произведения двух авторов: американо-бельгийского композитора Эммануэля Дюбуа (о котором мы расскажем ниже) и русско-израильско-американского композитора Эли Тамара, чью музыку уже давно с удовольствием исполняют в России. Произведения Эли были представлены на таких площадках, как серия духовной музыки Фонда «Искусство добра» и Благотворительный фонд «Великие Имена Искусства» в России, Карнеги-Холле в Нью-Йорке, Фестиваль новой музыки U-3, Международный симпозиум композиторов в Тель-Хай и многие другие международные площадки. Многие его премьеры были исполнены известным российским контртенором и солистом театра Метрополитен Опера - Андреем Немзером. В программе онлайн-концерта прозвучат произведения, написанные на тексты католических и православных молитв: «Молитва о мире», «Canticum fratris solis», «Отче наш» композитора Элли Тамара, а также сюита для органа и «Аве Мария» композитора Эммануэля Дюбуа. Концерт приурочен к празднованию католической Пасхи и будет транслироваться на католическое Вербное воскресенье 28-го марта. Узнать больше о проекте и зарегистрироваться на онлайн-концерт можно на его сайте: https://lyricaclassic.org/the-organ-apotheosis/ Одним из крупнейших событий этой зимы в мире академической музыки стала организованная Lyrica Classic в сотрудничестве с Посольством США в России онлайн-премьера оратории «Реквием по павшим» бельгийско-американского композитора Эммануэля Дюбуа. Примечательно, что это произведение интернационального масштаба. Оратория дебютировала во Франции в 2018 году, а в 2019-м с успехом была представлена в Карнеги Холле. Российская онлайн-премьера оратории состоялась 27 декабря 2020 года в рамках виртуального международного проекта «Распространяя новую музыку по миру». Новизна и уникальность этого проекта в том, что трансляция велась из трех студий и двух стран одновременно. В работе над проектом участвовали музыканты из трех городов: Вашингтона (сопрано Юлия Петрачук и композитор Эммануэль Дюбуа), Нью-Йорка (дирижер Майкл Виттенбург) и Москвы (московский симфонический оркестр Voce Anima и его главный дирижёр Михаил Котельников, а также ансамбль солистов "Вера»). Участникам проекта удалось преодолеть океан и огромную дистанцию, синхронизироваться посредством видеосвязи и онлайн-технологий, слышать друг друга и смотреть в одном направлении. Российская сторона транслировалась из легендарной студии Мосфильма, «заряженной энергетикой» таких мэров как Марк Алмонд, Эдуард Артемьев, Анджело Бадаламенти, Людовик Бурс, Хосе Каррерас, Лара Фабиан, Альфред Шнитке. В этом же зале сейчас пишется практически вся современная киномузыка, работает прославленный Оркестр кинематографии под управлением Сергея Скрипки. Эти факты красноречиво говорят о значимости премьеры, хотя, конечно, далеко не все измеряется сценами и площадками. Они лишь утверждают статус, но не формируют его. С точки зрения формы и размаха событие, безусловно, было грандиозным. Но нельзя не сосредоточиться на содержательной стороне вопроса. «Реквием по павшим» - совсем не заупокойная месса. Несмотря на всю выраженную в музыке скорбь, в сухом остатке произведение оптимистично. Музыкальная тема развивается и проходит путь от траурного инструментального, мрачного и таинственного вступления (ад войны) через красивые вокальные партии сопрано Юлии Петрачук (чистилище) к торжеству жизни. «На полях Фландрии колышутся маки Среди крестов, стоящих за рядом ряд, Отмечая место, где мы лежим. А в небе Летают ласточки, храбро щебеча, Заглушаемые громом пушек на земле…» В текстовую основу произведения легла вневременная поэзия - стихотворения Эмили Дикинсон, Лоренса Биньона, Редьярда Киплинга и Джона Маккрея. Драматургия оратории построена на принципе контраста. Он реализован непосредственно музыкальными средствами: путем противопоставления женского сопрано и литавр. Марс и Венера. Война против домашнего очага, мира, любви. «Это своего рода поляризация между женским началом, защищавшим жизнь, и мужским, которому слишком часто не важна ценность жизни» — поделился композитор в интервью - «Литавры приобретают в партитуре значение мужского, воинственного отрицательного начала, а положительная энергия исходит от женщины, сопрано...» Премьера имеет большое значение и в контексте взаимоотношений России и США, которые всегда были непростыми и нередко балансировали на острие ножа. Для поддержания хрупкого баланса в мире нужны не угрозы, лязганье оружием, санкции, система сдержек и противовесов, а мягкая сила. За ее постулирование стоит отдать должное некоммерческой организации Lyrica Classic (Лирика Классик), базирующейся в Вашингтоне, округ Колумбия в США. Она осуществляет почетную миссию - наводит мосты между странами через сотрудничество в музыке, открывая новые имена и ранее неизвестную музыку. Еще раз о силе, сокрытой в нас, говорит не сама оратория, а биография композитора. Он вырос в Брюсселе в многодетной и мечтал о музыке с детства, но родители настояли, чтобы мальчик получил образование в точных науках. Эммануэль получил магистерскую степень по органической химии в Брюссельском университете, переехал в США и начал там научную карьеру. А затем Эммануэль получил степень магистра делового администрирования в университете Северной Каролины и занял значимый пост в банковской сфере. В 46 лет Дюбуа все же принял решение следовать за мечтой. Так он поступил в Мичиганский университет, где обучался композиции. В итоге за 25 лет создал около 60 произведений, которые исполняются на ведущих мировых площадках. Оратория «Реквием по павшим» «появилась на свет» как рождение духа музыки из трагедии. Отправной точкой стал личный опыт композитора, а затем он возвел его до мирового масштаба. В числе жертв теракта в аэропорту Брюсселя в Завентеме в 2016 году был давний друг и сосед Дюбуа Андре Адам, бывший посол Бельгии в США и ООН. Дюбуа посвятил следующие два года созданию оратории «Реквием по павшим» в память об утрате. Вокальная партия была написана специально для сопрано Юлии Петрачук - известной российско-американской оперной исполнительницы. С ней композитора связывает многолетнее сотрудничество. Юлия, помимо исполнительского искусства, открывает новую музыку слушателям по всему миру как арт-директор организации Lyrica Classic. Посмотреть концерт, а также узнать больше о проекте, можно на его сайте: https://lyricaclassic.org/spread-new-music-to-the-world/