«Откровенные разговоры» на боксерском ринге
"Кира Георгиевна" В.Некрасова в СТИ, режиссер Сергей Женовач.
К Виктору Некрасову русский театр обращается нечасто. Да, его самое знаменитое «В окопах Сталинграда» адекватно не поставишь (хотя по слухам, МХТ справляется), но Некрасов же не только «окопы» написал, а некоторые его вещи так и просятся на сцену. Женовач решил исправить это недоразумение, поставив на малой сцене «Киру Георгиевну», с подзаголовком «Откровенные разговоры».
Вообще, Виктору Некрасову в этом году исполняется 110 лет. Он сам учился в театральной студии, до войны работал актером и театральном художником, а потом стал проситься на фронт. «В окопах Сталинграда» – была первой книгой о войне, написанных правдиво (в тех рамках, которое то время позволяло). Был удостоен Сталинской премией. Что удивительно, потому что вещь, которая начинается со строк: «Приказ об отступлении приходит совершенно неожиданно», явно отклоняется от курса партии. Но раз партия оценила, то слава Богу. Наряду с Быковым, Васильевым, Кондратьевым он стоял у истоков лейтенантской прозы, которая пользуется спросом и по сей день.
«Кира Георгиевна» - чувственное произведение. Оно об отношениях, проблеме выбора, верности и предательстве – о жизни. И представить, как суровый ветеран Великой Отечественной, свидетель ужасов войны, может справиться с изображением человеческих чувств вне крови и голода с совершенно другими проблемами, очень интересно. Справился, кстати, удачно.
Синопсис. Главная героиня – советский скульптор Кира Георгиевна (её играет Мария Шашлова). У неё есть муж, Николай Иванович (Сергей Качанов), который старше её на двадцать лет. Есть натурщик, 22-х летний Юрочка (Андрей Назимов), по совместительству электрик. Есть бывший муж, Вадим (Дмитрий Липинский), который недавно вернулся из мест не столь отдаленных. У того есть жена (Екатерина Чечельницкая, которая присоединится чуть позже), больной ребенок, но чувства, как водится, возвращаются, причиняя бывшим супругам лишь боль.
К сожалению, в труппе СТИ почти нет возрастных актёров (кроме Сергея Качанова, которому почему-то поручили играть Довлатова в «Заповеднике». Очень странный выбор, несмотря на то, что актёр с ролью справился достойно. Но не подходит товарищ, которому нужно играть старшего Кирсанова в «Отцах и Детях», на роль огромного армянина средних лет!). А раз их нет, то все на сцене выглядят как ровесники, хотя это критично для пьесы. Классическая разница, а из этого конфликт поколений теряется, что, конечно, печально. Но терпимо.
Всё дело происходит на малой сцене. Посередине деревянный подиум, стоит кровать, по периметру сидят зрители на расстоянии вытянутой руки. Сценическое пространство здесь практически стёрто. Собственно, почему подзаголовок «откровенные разговоры»? Помещение зрителя в атмосферу игрового пространства усиливает связь актёра и публики, позволяет ему пережить то, что переживают актёры! Даже нет. То, что бы пережил реальный свидетель происходящего. Как будто бы вы просто знакомый одного из персонажей, случайно оказавшийся в его спальне. Удивительный опыт, который нужно пережить всем. К сожалению, билетов на «Киру Георгиевну» практически нет, так что скорее всего, не переживете. Но поверьте, в таком случае, мне!
Про композицию. Сцена – боксерский ринг. На нём происходят настоящие эмоциональные баталии, периодически персонажи отходят в угол, к зрителям, передохнуть от происходящего. И вновь возвращается, страдать и превозмогать ту безмерную русскую тоску, какую, думаю, переживал каждый в зале. Собственно, даже Юрочка и Вадим в своё время занимались боксом: зритель определенно должен понять, что в действительности происходит на сцене.
Книга Некрасова – о проблеме мироощущения людей после войны. Эти люди не могут быть откровенны друг с другом, всегда будет оставаться какая-то недосказанность и их общение чугунно и неуклюже. В повести Некрасов как будто пытается объясниться перед подрастающим поколением, свободным от войны. И всё это грустно. Зритель или читатель будет смущенно, даже с толикой снисходительности пытаться понять, что же хочет автор донести. И так до конца и не поймет.