Премьера фильма о Зое Космодемьянской прошла в Музее Победы
Образ Зои Космодемьянской является священным для миллионов жителей нашей страны, воплощая в себе всю непоколебимость советского народа в борьбе с фашизмом. Неудивительно, что когда встал вопрос об очередной экранизации ее бессмертного подвига, деньги нашлись не только у Министерства культуры РФ, но и у простых граждан, сделавших посильный взнос на съемки. Несмотря на существенные финансовые вливания, картину снимали целых пять лет: переписывался сценарий, менялись режиссеры, изменялось название, да и пандемия положительно не сказалась на процессе. Однако, преодолев все трудности, премьера фильма «Зоя» все же состоялась на днях в самом патриотичном кинотеатре столицы, расположенном в Музее Победы. Но к такой Космодемьянской, признаться, я оказался не готов.
«Мы снимали художественный, а не документальный фильм и, разумеется в нем есть доля авторского вымысла, – признается режиссер Максим Бриус. – Мы многого не знаем из этой истории, где правда, где нет, где пропаганда, а где действительность. Самое главное, было однозначно понятно, что Зоя действительно совершила подвиг и она образец мужества и стойкости. Главная сложность для меня была в том, что на момент подключения к проекту уже было снято много материала, и его нужно было увязать с моим виденьем картины».
Прежде всего, вопросы возникают к подбору актеров: хочется сразу на миг почувствовать себя Станиславским, когда вместо изможденной после тягот войны и пыток 18-летней партизанки, на экране показывают вполне упитанную женщину лет тридцати. Несостыковки с возрастом, кстати, и у ее брата Александра – зрителям просто неясно, почему этого здорового мужика не хотят брать на фронт. Я понимаю, что Анастасия Мишина – начинающая актриса, но она явно не справляется со своей крайне эмоциональной ролью, оставляя актерскую игру где-то в другом месте.
«Когда были приглашения на пробы, то точно не думала, что выберут меня, ведь это действительно очень сложная роль, и я не знаю, кто бы с ней справился вообще, – рассказывает Настя. – К моему удивлению, меня утвердили, только предупредив, что придется стричься, краситься в темный цвет и ходить босиком по снегу. Про Зою я знала еще со школы, что она была партизанкой, как и при каких обстоятельствах погибла, но, когда стала готовиться к роли, много прочитала о ее судьбе и узнала подробности, до этого мне неизвестные и бьющие в самое сердце. Просто невозможно оставаться равнодушной к этой истории».
Но если актеров еще можно «переварить», то гораздо хуже дело обстоит с наполнением фильма, после просмотра которого совершенно непонятно, почему девушка совершила этот подвиг. Зоя росла, видя успехи своей советской Родины: социальную справедливость, огромные всесоюзные стройки, рекорды, которые ставили на ее глазах, вождя, который вел непременно к светлому коммунистическому будущему. Ее кумирами были Павел Корчагин и революционер Татьяна Соломаха (именно ее именем она назвалась немцам). С другой стороны, она знала, что фашисты сжигали книги, уничтожали народы, собирала вместе с мамой деньги на помощь антифашистам в Испании. Неудивительно, что когда беда пришла, Зоя была в первых рядах, чтобы защитить свою советскую Родину от надвигающейся тьмы. В фильме же становление личности Зои и формирование ее идеалов просто опущено: действие начинается за день до войны, на которую она идет мстить за любимого.
«Настя, пожалуйста, не играй героя, который готов накинуться на немцев при первой возможности – говорил режиссер актрисе. – Да, она читала о немцах, знала об их существовании и понимала, что они могут встретиться ей. Но когда это случилось, скорее всего, она просто очень сильно испугалась».
Конечно, не обошлось в картине и без клюквы: «хорошего» немца, который еще немного, и сам грудью заслонит Зою, а также крестьян века, эдак, из 12-го, которые только и ждут, пока фашисты не выгонят большевиков. Хорошо хоть, что финальную речь оставили без цензуры, в которой Зоя призывала не только бороться с врагами, но и утверждала «Сталин с нами!», правда, из-за того, что мотивации героини оказались не раскрыты, смотрится это довольно странно. Кстати, генералиссимуса неожиданно много в картине: то он лично дает задание Космодемьянской, то из-за нее не едет в Куйбышев на бронепоезде. В общем, с фантазией у создателей фильма все в порядке. В защиту картины можно лишь сказать, что до полного трэша она все же не скатывается, и для молодого поколения может даже оказаться смотрибельной.
Если хотите действительно узнать, почему Зоя совершила этот бессмертный подвиг, то лучше посмотрите фильм «Зоя» 1944 года, снятый по «горячим следам», где съемочную группу консультировала мама героини. Посмотрев эту картину, у меня на глазах всегда выступают слезы, а вот после «Зои» 2021 года эмоций почти нет, и лишь немое восклицание «Не верю!».
Артем Костенко,
фото автора.