Валиева и Тутберидзе выбрали музыку, под которую побеждал Плющенко
Одна из самый яркий программ этого сезона — «Болеро» Камилы Валиевой. По словам Этери Тутберидзе, Камила «смогла показать достойнейшее болеро, программу можно внести в библиотеку лучших». Музыка Равеля доволь популярна в фигурном катании. Sport24 рассказывает, от каких программ под «Болеро» тоже сложно отвести взгляд.
Для начала немного истории. Само болеро — это испанский народный танец, у которого есть несколько характерных признаков. Самый главный связан с темпоритмом — размер три четверти и умеренная скорость исполнения. «Болеро» Мориса Равеля написано под впечатлением от испанского болеро специально для русской балерины Иды Рубинштейн, которая уже давно просила композитора посвятить ей музыку с испанскими мотивами. Другое требование Иды — быть главным действующим лицом произведения. Композитор учел все пожелания и довольно быстро создал композицию, которая потом приобрела огромную популярность. Сам Равель вкладывал в «Болеро» иное значение и не очень верил в его успех, но все вышло иначе.
Премьера «Болеро» состоялась в 1928 году в Париже на сцене «Гранд-Опера». Всего 15 минут (именно столько длится произведение Равеля) — и танцующая на столе в испанской таверне Ида Рубинштейн стала идеалом того времени. На этом история образа не остановилась. В дальнейшем «Болеро» исполняли многие: особо известна постановка 1961 года французского хореографа Мориса Бежара. Одной из исполнительниц этой постановки была Майя Плисецкая (чье выступление как раз и смотрела Камила Валиева).
Равель создал такую музыку, которая была подвластна множеству интерпретаций. «Болеро» стали исполнять и мужчины. Предполагающее одного солиста, произведение почти не покорялось исполнению вдвоем. Но на льду возможно многое.
Олимпийское «Болеро» 1984 года Джейн Торвилл и Кристофера Дина стало поворотным и для танцев на льду, и для истории самого «Болеро». Два солиста выглядят как единое целое — Торвилл/Дин все время держатся за руки и не сводят друг с друга глаз. По словам легендарного тренера Елены Чайковской, брать эту музыку было довольно смелым решением, потому что ранее музыка для танцев на льду составлялась из трех-четырех произведений с разным ритмом.
Как известно, во многом музыка «Болеро» обладает «гипнотическим» воздействием благодаря повторению ритма и двух музыкальных тем. Но как «загипнотизировать» зрителя всего лишь за несколько минут произвольного танца? И здесь пара нашла выход: «Торвилл и Дин придумали удивительный постановочный трюк, ранее не использованный никем. Дело в том, что отсчет времени произвольной программы начинается с первого шага на коньках. Так вот, первый шаг они сделали… через сорок секунд, после включения «Болеро».
«Сорок секунд «внепланового времени» были полностью использованы Торвилл и Дином для ввода зрителей в их танец. И когда совершался первый шаг, когда начался уже отсчет времени произвольного танца, зал был готов для его восприятия», — говорится в книге Джона Хеннеси о британских фигуристах.
На Олимпиаде-1984 английская пара не только завоевала золото, но и открыла ящик Пандоры: «Болеро» наконец-то зазвучало на льду и подарило фигурному катанию множество образов. Есть один нюанс: необходимо обладать особой смелостью при выборе этой музыки, ведь гениальную программу Торвилл/Дин превзойти довольно сложно.
Среди мужчин «Болеро» исполнялось Алексеем Урмановым (1992 год),Александром Абтом (2003), Эваном Лайсачеком (2009), но наиболее совершенной считается программа 18-летнего Евгения Плющенко. Под Равеля в 2001 году Плющенко впервые стал чемпионом мира. Фигурист, в отличие от британской пары, сразу же «врывается» в музыку, уверенные прыжки и дорожка шагов создают четкий образ — в этой программе испанского больше, чем в самом «Болеро». Пластичность, гибкость, эмоциональность, артистизм — таланты Плющенко полностью раскрываются во время проката.
Одиночниц, чье «Болеро» имеет особую историю, гораздо больше. Мишель Кван с этой программой в сезоне 2004/2005 стала девятикратной чемпионкой США (рекорд не побит до сих пор), но с ней же она впервые с 1995 года оказалась вне подиума на чемпионате мира (из-за падения с тройного сальхова). И это несмотря на то, что программа поставлена самим Кристофером Дином. К слову, хореография сильно отличается от той, которую презентовали сами Торвилл/Дин. Многим эта программа показалась неинтересной, не имеющей особого «лоска». Как бы то ни было, именно она стала заключительной в профессиональной карьере Кван.
«Болеро» Каролины Костнер высечено бронзовыми буквами — ведь именно такую награду получила итальянская фигуристка на Олимпиаде в Сочи с этой программой. Итальянка сыграла испанку потрясающе — движенья рук, колоритная дорожка шагов. Может быть, именно так и танцевала Ида Рубинштейн на сцене «Гранд-Опера»?
Ровно через год под «Болеро» в короткой программе выступает Елизавета Туктамышева. Она стала первой девушкой, выступившей под эту музыку с ультра-си (коронный тройной аксель). Бешеная энергетика, которая всегда присутствует в Лизиных программах, разрушила сомнения скептиков — многие считали, что на следующий год после Костнер брать «Болеро» опрометчиво. Личный рекорд в короткой программе (77,62), любовь публики — на том чемпионате мира Туктамышева получила больше, чем золотую медаль.
Среди программ одиночниц хочется еще упомянуть «Болеро» Аделины Сотниковой. Она выступала под эту музыку еще до Костнер и Туктамышевой — в сезоне 2011/2012. Интересная интерпретация и эмоциональный прокат со сложнейшим тройным каскадом лутц-риттбергер, который сейчас ассоциируется, в первую очередь, с Алиной Загитовой. В тот год Сотникова третий раз защитила титул чемпионки России.
Есть еще одно «Болеро», которое особенно полюбилось российскому зрителю. Это короткая программа пары Евгения Тарасова/Владимир Морозов. Все движения четки, акценты расставлены. В конце фигуристы — вновь единое целое. Постановка, которая «выстреливает» второй год подряд. В ней не к чему придраться — лишь бы чисто ее катать.
Болеро — это торжество танца: ритма, эмоций. Болеро — это множество интерпретаций. А еще «Болеро» — это две олимпийские медали, два золота чемпионата мира, более пяти медалей чемпионата Европы и множество наград национальных первенств. Как дальше будет меняться эта статистика — покажет время. Возможно, это случится уже в следующем году.
Скачать приложение Sport24 для iOS
Скачать приложение Sport24 для Android
Подписывайтесь на youtube-канал Фигурка и смотрите самые интересные видео о фигурном катании