Как критики и зрители встретили фильм Тимура Бекмамбетова «Р#Д»
На фестивале независимого кино Sundance прошла премьера фильма «Р#Д», одним из продюсеров которого выступил Тимур Бекмамбетов. Лента снята в формате screenlife и представляет современное переосмысление классической трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Зрители и критики отметили актёрскую игру, атмосферу и нестандартный подход создателей ленты к знакомой всем истории. Некоторые рецензенты, однако, остались недовольны рядом драматургических решений сценаристов.
В конце января на международном фестивале независимого кино Sundance прошла премьера фильма «Р#Д», снятого в формате screenlife. Лента была представлена в секции NEXT, куда отбирают наиболее инновационные проекты. Продюсерами выступили в том числе Тимур Бекмамбетов и Игорь Цай. Они же работали над screenlife-триллером «Поиск». Фильм стал лауреатом Sundance в 2018 году и заработал в широком прокате $75,5 млн при бюджете в $880 тыс.
В основе нового проекта Бекмамбетова — классическая трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Однако действие фильма перенесено в настоящее время, а события разворачиваются на экранах смартфонов.
Постановкой проекта занимался дебютант в полнометражном кино Кэри Уильямс. Ранее он удостоился специального приза жюри Sundance за короткометражную ленту Emergency («Чрезвычайная ситуация»). Он же трудился над сценарием вместе с Рикки Кастанедой и Алексом Соболевым.
Главные роли исполнили молодые артисты Франческа Ноэль («Притворщики») и Камерон Энджелс («Спасатели Малибу: Новая волна). Также в ленте задействованы Диего Тиноко («На районе»), Сиддик Сондерсон («Wu-Tang: Американская сага»), Ар Джей Сайлер («Я, Эрл и умирающая девушка»).
Фильм был неоднозначно встречен кинокритиками. Многие высоко оценили удачный актёрский состав и атмосферу фильма, понятную современной аудитории.
По словам Томрис Лаффли из Variety, создателям «Р#Д» удалось убедительно передать жизнь в эпоху социальных сетей.
«В смело экспериментальном, но утомительном фильме режиссёра Кэри Уильямса «Р#Д» есть моменты, которые действительно передают суть романтики, идентичности и жизни в эпоху социальных сетей. Именно эти краткие, но узнаваемые сцены кажутся подлинным триумфом повествующей о представителях поколения Z адаптации «Ромео и Джульетты», действие которой практически полностью разворачивается на экранах электронных устройств», — утверждает Лаффли.
При этом она подчеркнула, что переосмысление финала получилось спорным, а постоянное использование героями фильма смартфонов и соцсетей не всегда оправдано сюжетом. Лаффли отмечает, что в том же «Поиске» присутствие современных технологий в жизни ключевых персонажей выглядит более гармоничным. В «Р#Д» же на это просто приходится закрывать глаза.
«Когда между членами издавна соперничающих домов Монтекки и Капулетти вспыхивают вызванные враждой конфликты, даже не вздумайте задаться вопросом, почему вы должны наблюдать за ними в формате стрима в Instagram с реакциями в реальном времени, за которыми невозможно уследить. Просто фильм «Р#Д» так устроен, и ожидается, что вы примете правила игры», — пишет кинокритик.
Автор IndieWire Кейт Эрбланд также сочла сценарий «Р#Д» не самым удачным. По её словам, наполненная многочисленными замысловатыми деталями предыстория вражды Монтекки и Капулетти не пошла на пользу основному сюжету — современной истории любви, разворачивающейся в Instagram. Развязка фильма также не помогает сделать историю более современной.
При этом Эрбланд подчёркивает, что с учётом современных реалий подобная адаптация классической истории была неизбежной. По мнению автора, фильм получился ярким и оригинальным, что позволяет простить ему некоторые огрехи сценария (по крайней мере, в первой половине ленты).
Кристи Пучко с портала rogerebert.com выразила сожаление из-за того, что в фильм не вошла значительная часть трагедии Шекспира. По мнению рецензентки, показанного на экране недостаточно для того, чтобы зритель прочувствовал эмоции, заложенные в первоисточнике.
«Особенно раздражает то, сколько всего вырезали из пьесы только потому, что эти сцены не вписывались в формат социальных сетей. Под нож попала бо́льшая часть разговора Ромео и Джульетты во время их первой ночи. Ему на смену пришла лишённая диалогов нарезка сцен, в которых герои тайно делают селфи. Но этого недостаточно, чтобы заставить нас поверить хотя бы в сильную увлечённость, не говоря уж о любви до гроба», — пишет кинокритик.
Впрочем, по словам автора Slug Mag Патрика Гиббса, именно отсутствие привычных эмоций стало своеобразным достоинством фильма, наглядно демонстрирующем, что как у Шекспира, так и в современной версии, речь идёт не о любви, а о более поверхностных чувствах.
«Любой, кто читал или смотрел (шекспировских «Ромео и Джульетту». — RT) и обладает хоть каплей здравого смысла, рано или поздно считает своим долгом заявить, что речь в пьесе идёт вовсе не о любви, а об увлечённости. Признаю, что это может быть довольно провокационным замечанием, но суть современных интернет-отношений — особенно среди молодёжи — скорее в притворстве и стремлении установить с кем-то связь, чем в подлинной романтике. Хотели того создатели «Р#Д» или нет, но фильму отлично удаётся передать этот аспект», — утверждает Патрик Гиббс.
Первые зрители оказались более лояльными по отношению к новой адаптации «Ромео и Джульетты». В их числе — звезда сериала «Отчаянные домохозяйки» Ева Лонгория, опубликовавшая восторженный отзыв в Twitter.
«Давайте отдадим должное потрясающему и расово разнообразному актёрскому составу и съёмочной группе фильма «Р#Д», которые переосмыслили «Ромео и Джульетту» Шекспира для поколения социальных сетей. Премьера фильма только что состоялась на кинофестивале Sundance, и я очень хочу узнать, кто купит эту новую классику для проката, чтобы все смогли в неё влюбиться», — пишет Ева Лонгория.
Одна из пользовательниц соцсети подчеркнула, что фильм Бекмамбетова стал её любимой адаптацией классической истории.
«Р#Д» — теперь моя любимая адаптация этой популярной шекспировской пьесы... Отличное использование формата screenlife. Отличные актёры. Мне также понравилась музыка», — пишет зрительница.
Ещё одна пользовательница площадки назвала ленту увлекательной, а другой автор рассказал, что впечатление от просмотра «Р#Д» стало для него одним из самых ярких за долгое время.