Культурный навигатор: Роберт Фальк в Третьяковке и классика рекламы в Пушкинском
Sobesednik.ru в рамках новой рубрики рассказывает, куда пойти после долгожданного снятия карантина и что посмотреть тем, кто пока еще остается дома. Выставки Бенуа и «Братство ключа» Московские музеи и галереи наконец открылись после карантина. Хочется верить, окончательно. Кажется, больше других соскучилась по событиям легендарная Третьяковская галерея, расстреливающая культурных граждан целой обоймой из пяти открывшихся выставок в двух своих зданиях. О главном в главных музеях. Александр Бенуа – известный общественный деятель России, историк и художник, основатель объединения «Мир искусства» – принадлежал к богеме начала XX века, которая так пышно расцвела и так печально покинула Советскую страну. Открыть выставку в юбилейный для Бенуа год (в 2020-м 150 лет со дня его рождения) помешал карантин. Представлены графика, книжные и журнальные иллюстрации, книги, открытки – все, что принадлежало мир-искусникам. Петербург, как известно, в центре живописного повествования Бенуа. Светские дамы, балы, парады, монументальная архитектура – его искусство само говорит о том, насколько он не мог вписаться в советскую действительность, и о том, как трудно далась разлука с Родиной. Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке * * * Графика Александра Андреевича Иванова – это начало и середина XIX века и это библейские сюжеты. Коллекция Третьяковки может похвастаться большим собранием Иванова, и его выставки растянут тут на целый цикл «Библейские эскизы» (художник работал над ним в 1850-е годы). Первая – «Благовещение» – как раз открылась. Здесь в основном евангельские сюжеты. Но не стоит смотреть на автора «Явления Христа народу» как на консерватора: его акварельные эскизы были по тем временам весьма смелыми и новаторскими. Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке * * * Роберт Фальк – один из лидеров «Бубнового валета» и знаковый отечественный художник XX века. Третьяковка собрала две сотни лучших его работ не только из российских коллекций (участвуют и частные собрания), но и из-за границы. Галерея отмечает, что это первая столь масштабная ретроспектива художника. Фальк успел и побыть советским революционером-авангардистом (в смысле искусства), и пожить после этого во Франции, и остаться при этом консерватором. Некоторые уже смогли ознакомиться с выставкой онлайн. Третьяковская галерея на Крымском Валу * * * «Хранители. Братство ключа» – рай для нумизматов в главном здании Пушкинского музея. 220 тысяч экспонатов: монеты, медали, нагрудные знаки, банкноты, печати и многое другое, относящееся к шедеврам из нумизматических фондов музея. ГМИИ имени Пушкина * * * «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века» – продолжение толком не открывшейся октябрьской выставки. Полторы сотни рекламных постеров более чем столетней давности в исполнении лучших дизайнеров и художников того времени. ГМИИ имени Пушкина Кино «Стендап под прикрытием» Российский «лёгенький фильмец». Источником вдохновения, очевидно, послужила массовая московская мода на стендап (жесткий молодежный юморок в сольном исполнении в клубах), совершенно не подкрепленная талантом стендаперов. Нам надо было догадаться, что эти парни зарабатывают кое-чем другим. Фильм об этом. В общем, криминал, но с шуточками, много гэгов (на любителя, но вряд ли хуже, чем у прототипов-стендаперов), немного секса, немного мата (запиканного) и все прочее в таком лихом духе. Онлайн Метрополитен-опера Вот уже 46 недель подряд один из главных оперных театров мира приглашает на бесплатные онлайн-трансляции. Ранее в течение 15 лет эти записи легендарных опер зрители периодически смотрели в кинотеатрах. В первую неделю февраля можно будет посмотреть и послушать «Макбета» (2008 год), «Порги и Бесс» (2020), «Силу судьбы» (1984), «Диалоги кармелиток» (1987), «Золушку» (2009), «Свадьбу Фигаро» (1985) и многие другие спектакли. Начало трансляций – около трех часов ночи по московскому времени, но они доступны в течение суток в любое время. На сайте найти Nightly Opera Stream и нажать Watch Now. www.metopera.org * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №04-2021 под заголовком «Культурный навигатор».