Валентина Титова: «Я не была рассчитана на советскую действительность»
Режиссёры недолюбливали Валентину Титову – за её не типично советскую красоту. Зато, похоже, как раз за это ее любили мужчины. Да ещё какие – Владимир Басов, Вячеслав Шалевич, знаменитый оператор, ставший прототипом главного героя в сериале «Оттепель» Григорий Рерберг… О том, каково любить талантливых мужчин, женском предназначении и, конечно же, творчестве, мы и поговорили с Валентиной Титовой накануне её дня рождения. Расписание на послезавтра – Ваша нетипично советская внешность, наверное, сильно мешала вам в карьере? – Есть такая актриса Татьяна Пилецкая – «Царская невеста», «Разные судьбы». Неземная красота. И когда она играла в наших фильмах обычных советских женщин, это было жалкое зрелище. Я не подходила к ролям обычных советских женщин. Зритель всегда хочет видеть на сцене или экране про себя родного. И если это про него, то ему интересно. А я со своей внешностью где найду своего зрителя? Я понимаю, что не была рассчитана на советскую действительность. Поэтому и претензий к режиссёрам никаких. – Вы как-то сказали, что всегда влюблялись в гениев. Но с гениями ведь чертовски сложно жить… – Да, надо вовремя промолчать, а иногда и несколько суток молчать, чтобы не раздражать, ходить на цыпочках. Дети должны не мешать. Всё подчинено тому, кто главный. Главный по уму-разуму, по таланту. Я понимаю, что у каждого гения бывает перерыв, когда он дурак дураком. И в этом случае лучше быть подальше, чтобы у тебя изо рта не выскочило что-то, что его оскорбит или унизит. Мужчине талантливому нужна именно женская помощь. Потому что ты, как аэродром запасной. Он прибежал, присел, отдохнул, получил энергию и побежал дальше. Вот какой-то Ваня или Вася что-то сказал, он мучается. А ты ему:«Боже мой, да тебе цены нет! Ты знаешь, кто ты? Да меня бы иначе рядом вообще с тобой не было. Никогда!» И он успокаивается. Восхищаться надо всегда своим партнером: «Как мне повезло, что тебя встретила. Вот уж никогда не думала». И всё, он тает. Мужчина жаждет комплиментов больше, чем чего-либо. Другое дело, что если женщина восхищается физическими данными, то это глупость. Любовь – это терпение, уважение, наслаждение и гордость. Когда ты не просто терпишь человека, но при этом ещё и восхищаешься им, и понимаешь, что он этого восхищения достоин. Опасный поворот – Вы встретились с Владимиром Басовым, когда были начинающей актрисой, а он уже знаменитым актёром и режиссёром. Он был намного старше, некоторые даже подозревали вас в расчёте… – Творческие мужчины часто оставались без работы. И мы – жёны – должны были их кормить. Меня брали сниматься другие студии, и я свои 250 рублей в месяц имела – летала на съёмки с детьми. И никаких претензий не высказывала, чтобы ни одним словом не оскорбить его достоинство. Так жили все творческие люди – на копейки. Вот сейчас на телепередаче какая-то девица говорит, что мужчина должен зарабатывать не менее 200 тысяч. Я думаю – дорогая, у тебя мозгов нет их истратить. Научись жить на 5 тысяч в месяц, и тогда ты золотая. Титова никогда не спрашивала про деньги. Я могла себе позволить только фразу: «Володя, у нас нет денег на хозяйство». Я вообще понятия не имела, сколько у него на книжке, сколько он зарабатывает. Я к его деньгам не притрагивалась. Когда я поехала рожать ребёнка – он меня даже не повёз в роддом, – сказала: мне надо деньги на троллейбус. Он дал мне 5 копеек. Больше у меня к этому человеку вопросов не было. Я взяла 5 копеек, доехала до роддома. Меня материли там за то, что меня никто не провожал и некому было одежду забрать. И потом – я незамужняя девочка, нигде не прописана. Как меня крыли! Но я родила ребёнка здорового, и мне было абсолютно всё равно, женится он на мне или не женится. Да мне по фигу было! – Но ведь вы же потом всё-таки расписались с Басовым. – Да, потом он меня обманом заманил – сказал, что надо съездить, оформить документы на сына. На ступеньках загса мы и расписались. Я даже сначала не поняла, что подписываю. И Рерберг потом хитростью заманил меня в загс. Мы расписались через 15 лет. За это время уже можно было возненавидеть друг друга. Мы с ним дважды подавали заявления в загс, и я передумывала. И в третий раз он вызвал уже сотрудников загса домой. И Басов, и Рерберг наткнулись на глыбу, которая не подчиняется их законам, а живёт по своим. – А почему вы всё-таки ушли от Басова спустя 14 лет совместной жизни? – Я ушла из-за его алкоголизма. Причём при посторонних в доме он просто божественный человек. Поэтому никто не верил. Но это страшно. Я пыталась спасать. Пока сама не сдохла. Это просто страшно, когда человек невменяемый. И ты не знаешь, он выбросится из окна или нет. Мало того, он ещё хочет и тебя с собой взять. У него горит всё внутри. Он не знает, куда деться. Это заболевание. И вот чтобы мне не отрезали руки, не убили, не оторвали башку, я взяла сумочку и ушла. Звезда надежды – Но вы потом снова выбрали себе гениального мужчину – Григория Рерберга, с которым прожили почти 20 лет… – Я не выбирала. Он сразу прилип. Я вообще никого не выбираю. Вот все считают, что я такая хитрая. А они на меня сами падали, и уже не отцепишься. Я снималась в «Воскресенье», а он был оператором. Он подошел познакомиться – его трясло так, что я подумала, что надо вызывать скорую. У него просто был шок. И потом уже через много-много лет, вот года два назад, на дне рождения моей приятельницы редактор картины бывшая моя соседка сказала, что Рерберг как только меня увидел, сказал: ой, а я бы на ней женился. И Басов тоже ведь сразу сказал – я на ней женюсь. – Считается, что прототип главного героя в «Оттепели», которого сыграл Евгений Цыганов, как раз Григорий Рерберг. Они действительно похожи? – Ну как вам сказать… я в те годы, про которые снимал Тодоровский, ещё не была с ним знакома. Дело в том, что с разными людьми мы ведём себя по-разному. Но он действительно был принципиальный и всем в глаза говорил, что это г..но и он снимать г..но не будет. Три великих оператора было в то время. И он один из них. Так чего спорить? А режиссёры сопротивлялись. – Говорили, что Рерберг тоже был таким любвеобильным, как и герой «Оттепели»? – Он был не любвеобильным, а сексуальным. Это разные понятия. Ребята плохо знают русский язык. Вы можете сразу троих любить? Вот и мужчина также нет. Вот есть человек, с которым он хочет жить, а есть какая-то пиявка, которая вертится вокруг и на всё готова. Это тешит мужское самолюбие. Но не больше. Иначе почему тогда они с ними не живут? Я помню, после нашей свадьбы с Басовым ему звонили какие-то женщины. Я сразу сказала ему – ещё один такой звонок, меня, как жену раздражающий, я ночью включу утюг и – на рожу. Вы знаете, как это действует? Но для этого надо уважать себя. – Некоторые известные актрисы, которые были с Рербергом до вас, например Марианна Вертинская, жаловались, что он позволял и руку поднимать… – На меня никто руку никогда не поднимал. А есть женщины, которым это в сладость – побил, любит, ревнует. Не ревнует! Это скотство! Надо уметь показать мужчине – без ора и оскорблений, чего ты никогда не позволишь. И тогда он будет видеть и понимать, что этого нельзя. Мужчину не надо менять. Надо позволить ему жить при вас, если он примет ваши условия. – А вы с Вячеславом Шалевичем, с которым у вас был роман до встречи с Басовым, расстались, потому что понимали, что его придется менять? Или вас задевало, что он не уходит от жены? – Ничего я не понимала. Я была молодая и знала только одно – что он спит с одними, а любит только меня. А как это соединить? У меня не получилось, и я отрезала. Что мне мог предложить Слава? Я знала, что он меня любил. Я его безумно любила. Но я была единственная женщина, которая навсегда его отрезала и не виделась, и не ловила его на перекрёстке. Я отодвинула жизнь, которая принесла бы мне только несчастья и боль – я бы видела, что он на моих глазах с другими женщинами… – Ну, может, он бы изменился? – Он, может бы, изменился, только я бы тогда стала злая, старая, уродина, материлась бы на каждом шагу. Мне это надо? Каждый выбирает свой путь. Мой путь другой.