Войти в почту

"Дать дуба в округе Юба": веселый фильм про человеческую глупость

В прокат вышла криминальная комедия Тейта Тейлора «Дать дуба в округе Юба» (в оригинале – Breaking News in Yuba County), и это редкий пример действительно удачной локализации названия. Во-первых, смешно, во-вторых, не противоречит безумному настроению картины.

Срежиссировал фильм Тейт Тейлор, известный по номинированной на «Оскар» драме «Прислуга» и детективному триллеру «Девушка в поезде» – обе ленты были экранизациями бестселлеров. «Дать дуба в округе Юба» же – фильм по оригинальному сценарию Аманды Идоко, которая раньше работала над сериалами.

В центре сюжета – героиня оскаровской лауреатки Элисон Дженни. Сью Баттонс практикует аффирмации: «Моя история имеет значение. Я самодостаточна. Я уверена в себе. В моей жизни все складывается прекрасно». Но Вселенную так просто не обманешь, Сью. О дне рождения героини не вспоминают ни муж-банкир (Мэттью Модайн), ни сестра-телерепортер (Мила Кунис), ни коллеги на унылой работе. Ее имя не могут правильно написать на торте. Вдобавок ко всему выясняется, что муж ей изменяет.

Застав преступника-изменника на месте преступления, Сью случайно доводит его до имеющего летальный исход инфаркта, и вдруг ее осеняет, что если сделать вид, что благоверный таинственным образом исчез, это заставит людей говорить о ней и ей сочувствовать. Не зря же весь округ Юба сопереживает семейной паре, у которой пропала дочь-тинейджер, а ведущая самой рейтинговой телепередачи (Джульетт Льюис) посвящает девочке все эфиры. Так что Сью первым делом дает интервью работающей на ТВ сестре, и лишь потом дело начинает расследовать полиция.

В историю, исходная точка которой известна только Сью, оказываются втянуты не только женщина-полицейский (Реджина Холл), но и брат усопшего с криминальным опытом (Джимми Симпсон из «Мира Дикого Запада»), его мечтающая об адреналиновых приключениях начальница (Ванда Сайкс) и парочка гангстеров (Аквафина и Клифтон Коллинз мл.).

Героиню Элисон Дженни поначалу очень жаль: жизнь к ней несправедлива и, видимо, была несправедлива всегда – несмотря на внешнее благополучие (дом, семья, работа). Недополучив любви, она придумывает схему, которая в итоге погубит множество людей – потому что вокруг преимущественно идиоты. И она сама, на самом деле, если чем-то от них и отличается, то только непонятно откуда взявшимися актерскими способностями. Жаль становится уже других.

«Дать дуба в округе Юба» – картина для тех, кто ценит полные черного юмора работы братьев Коэнов вроде «Фарго» или более поздней «После прочтения сжечь» (сама сценаристка Аманда Идоко не скрывает, что хотела написать что-то подобное). Персонажи большинства фильмов братьев тоже в основном дураки, чьи действия приводят к кровавой развязке.

Тейт Тейлор в своей новой картине – опять же, как и Коэны, – не только умело развлекает и веселит зрителей, но и рисует сатирический портрет американского обывателя и общества в целом. Его героиня, в отличие от героини «После прочтения сжечь», стремится раздобыть не деньги на пластические операции, а любовь и признание, но это не столь важно – итог все равно один.

Американская мечта пропитана кровью, но об этом никто не догадывается: Сью, лучезарно улыбаясь, приветствует Америку с экранов телевизоров, чувствуя свое всесилие. Эта обиженная жизнью женщина могла бы стать кем-то вроде Джокера, которого отверженность превратила в трагического злодея и борца против системы. Но Сью заурядна, поэтому становится символом не бунта, а построенного на симулированном горе успеха – ведь тех, кто преодолел трудности, зрители любят еще больше тех, кто эти трудности испытывает прямо сейчас. Что там было на самом деле, при этом никого не волнует.

В этом царстве попсовой психологии, помоечных книг, дутых фигур и лицемерных телешоу, наполенных фейкньюс, совсем немного нормальных людей. Интересно, что, как и в «Фарго», главная из них – женщина-полицейский. В «Дать дуба в округе Юба» она афроамериканка, как и сценаристка фильма Аманда Идоко. В картине ее полный здравого смысла голос пытаются заглушить, но мы-то стараниями Идоко знаем, к кому стоит прислушаться.