Войти в почту

Александр Суворов снова сражается. Теперь уже художественным криком

В нынешнем году исполняется 80 лет с начала Великой Отечественной войны. Редакция «Русской Планеты» продолжает серию публикаций, отражающих московскую хронику 1941 года. Начало - в номере от 18 января.

Александр Суворов снова сражается. Теперь уже художественным криком
© Русская Планета

Народ вовсе времена хотел хлеба и зрелищ.

Первого в то время хватало, а вот со вторым было намного хуже. И потому кино пользовалось необычайной популярностью. В феврале «Правда» опубликовала обзор «Цветное кино в 1941 году». В нем сообщалось, что на Киевской киностудии завершена работа над картиной «Майская ночь» режиссера Николая Садковича по повести Николая Гоголя. На «Мосфильме» Александр Мачерет завершал съемки новеллы «Свинопас» по сказке Ганса Христиана Андерсена, а затем он должен был приступить к новой работе - над новой новеллой «Небо и ад» по произведению Проспера Мериме.

Режиссер Александр Роу в студии «Союздетфильм» создавал картину «Конек-горбунок», которую предполагал завершить в июле. На той же киностудии Владимиру Легошину было поручено снимать фильм «Снежная королева» по сказке Андерсена.

«Кроме названных фильмов, в текущем году будут вестись съемки картины «Аленький цветочек» и трехцветной спортивной комедии «Синяя птица», - завершала обзор газета.

Впрочем, в предвоенное время цветное кино было редкостью. Снимали в основном черно-белые фильмы, и выход почти каждого становился событием, темой для обсуждения. Много разговоров ходило о ленте «Суворов» в постановке Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера. В ролях были заняты Николай Черкасов (Суворов), Юрий Ячницкий (Павел Первый), Михаил Астангов (граф Аракчеев). Музыку к фильму написал Юрий Шапорин

Картина рассказывала о замечательном полководце, его славных кампаниях. Она была выпущена не к дате, а ко времени, которое становилось все более тревожным. Когда нужны ум, воля, смелость – как у славного генералиссимуса и доблестных воинов…

Перед войной был снят фильм «Морской ястреб». Приключенческая картина режиссера Виктора Брауна в какой-то мере предвосхитила события надвигавшейся войны. В Черном море появляется немецкая подводная лодка, замаскированная под парусник торгового флота и нападает на иностранные торговые суда. На перехват «пирата» выходит советское судно «Вятка», переоборудованное в военный корабль. Морское сражение завершается в пользу краснозвездных моряков.

Фильм «Валерий Чкалов» повествовал о легендарном летчике. Его образ воплотил на экране Владимир Белокуров. Картина быстро завоевала популярность и получила множество лестных отзывов. Однако не обошлось без критики. Журнал «Знамя» писал: «При многих достоинствах фильм в постановке режиссера М. Калатозова вызывает некоторое неудовлетворение… Образ товарища Сталина, такой важный для раскрытия всего смысла фильма, получился недостаточно верным. К сожалению, артист Геловани, хорошо известный советскому зрителю своим ярким исполнением роли товарища Сталина во многих фильмах, в данной картине не полностью раскрыл все возможности прекрасного сценария».

Геловани был лауреатом Сталинской премии. Но и он, как видите, не избежал критики. К тому же Михаил Георгиевич долго был любимым актером Сталина. Но в какой-то момент вождь решил, что Геловани не вполне соответствует образу вождя народов. По слухам, Сталин выразил недовольство председателю Комитета по делам кинематографии Ивану Большакову: мол, у актера сильный грузинский акцент: «Разве у меня такой?! Подумайте о подходящем актере на роль товарища Сталина».

Вождь пожелал, чтобы его образ на экране воплотил кто-нибудь из русских исполнителей. Выбор пал на Алексея Дикого, который прошел не только кинопробы, но и получил одобрение самого Сталина.

Кстати, по странной прихоти судьбы исполнители роли вождя уходили из жизни вскоре после кончины Сталина. Дикий умер в 1955-м, Геловани – годом позже. Причем, последний скончался аккурат в день рождения своего знаменитого персонажа. Мистика, да и только!

Был отмечен прессой и фильм «Дело Артамоновых» в постановке Григория Рошаля по одноименному роману Максима Горького. Эпизодическую роль купца Степаши Барского исполнил, точнее, мелькнул в кадре 17-летний Михаил Пуговкин. Его персонаж пытался «переплясать» главного героя картины.

Когда началась война, съемки прервали. Пуговкин ушел на фронт и возвратился в Москву лишь спустя два года после тяжелого ранения. На сцене Московского театра драмы в пьесе «Москвичка» он исполнил свою дебютную роль…

Не был завершен и другой фильм – «Два друга» - о борьбе командиров Красной Армии с агентами иностранной разведки. Картину раскритиковали мэтры – режиссеры Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн, отметившие низкий художественный уровень ленты. Директор «Мосфильма» Александр Грошев дал указание доработать фильм…

Режиссер Иван Пырьев работал над музыкальной комедией «Свинарка и пастух». Первую роль в ней сыграл безвестный Владимир Зельдин и очередную – звезда советского кино Марина Ладынина. Компанию им составил известный артист Николай Крючков.

«Съемки картины проходили на Кавказе, в Домбае и Теберде, – рассказывала Ладынина. – Во время возвращения в Москву к нам в купе вошел проводник и сказал: «Простите, пожалуйста, за что купил, за то и продаю: говорят, что немец выступил против нас». Никто не поверил. И только в Харькове на вокзале мы узнали, что да – война»

«Не только мы – вся страна была в шоке, – вспоминал Зельдин. – Пырьев записался добровольцем на фронт, я тоже был мобилизован и попал в танковую школу. Однако недели через две-три нас собрали и сообщили, что согласно указанию Сталина всем нам дали бронь и приказали продолжать работать над картиной.

Заключительные сцены картины «Свинарка и пастух» снимали под немецкими бомбежками, в две смены. Наверное, этот фильм меня спас - многие мои сверстники и товарищи по танковой школе погибли на фронте».

«Одна из особенно дорогих мне картин – «Мечта», – вспоминал Михаил Ромм. - Она снималась в канун Великой Отечественной войны и закончена в ночь на 22 июня 1941 года». Действие фильма, снятого этим кинорежиссером по сценарию Евгения Габриловича, происходит в 30-е годы накануне присоединения Западной Украины к СССР. Тысячи людей в поисках работы потянулись из бедных сел и деревень в города. Героине ленты Анне повезло: ночью она работает в ресторане, а днем прислуживает в меблированных комнатах «Мечта». Хозяйка этих комнат и маленькой лавочки пани Роза Скороход – ее роль исполняет несравненная Фаина Раневская, - живет ради сына Лазаря, невезучего инженера, который находится на иждивении у матери. Впрочем, и другие герои «Мечты» - тоже не преуспели в жизни: извозчик Янек, вечная невеста Ванда и ее жених, пан Коморовский.

Название картины - «Мечта» взято с вывески тесных меблированных комнат. Герои фильма мечтают вырваться из пут беспросветной нищеты и зажить более или менее благополучно…

Обзор новинок кино 1941 года был бы неполным без фильма «Сердца четырех», снятого на «Мосфильме» режиссером Константином Юдиным. В забавном водевиле снялись молодые и красивые Валентина Серова, Евгений Самойлов, Людмила Целиковская, Павел Шпрингфельд. Однако руководство студии картину сочло картину чересчур легкомысленной, и потому ее выход на экраны отложили. Зрители увидели «Сердца четырех» только спустя четыре года - в начале 1945-го. Для комедии это было самое подходящее время – на горизонте уже маячила победа в Великой Отечественной

Этот фильм и сегодня не потерял своей привлекательности. В нем можно увидеть довоенную Москву, в частности, новостройку на Большой Калужской улице (ныне - Ленинский проспект), Ленинские горы (сейчас – Воробьевы горы – В.Б.), площадь Революции, набережную Москвы-реки. Герои фильма раскатывают на автомобиле новейшей марки КИМ-10-51…

Кинотеатров в столице было немало. Среди них - немало старых, дореволюционных. После модернизации на площади Маяковского открылся кинотеатр «Москва». Он появился в 1913 году как один из первых городских электротеатров – «Дом Ханжонкова». В 1941-м в нем начали показывать стереоскопическое кино на специальном растровом экране.

Все бы хорошо, но подала голос сердитая пресса. Нарекания журналистов вызвало архитектурное оформление кинотеатра. «Говоря о реконструкции площади Маяковского, следует отметить, что много лет назад был разработан и утвержден проект реконструкции здания кинотеатра «Москва», - писала одна из газет. - Затратили большие средства на проектирование. Потом все это забросили. Уродливое здание кино «оформлено» фанерой, что не только портит вид площади, но и опасно в пожарном отношении».