Гора мертвецов, или Чего не прощает Эверест?

Больше важного и интересного на нашем YouTube-канале!

Гора мертвецов, или Чего не прощает Эверест?
© СОК.медиа

Эверест давно называют «горой мертвецов». Ведь путь на ее вершину щедро усеян телами тех, кто отнесся к восхождению безответственно, или от кого просто отвернулась удача. Трупы многих альпинистов до сих пор остаются под небесами, давно став частью местного пейзажа и своеобразными ориентирами — маркерами высоты, как например «Зеленые ботинки», отмечающие точку в 8,5 км.

В сезон на Эвересте при неблагоприятных условиях погибают пять-десять человек за неделю. Но этот печальный факт не останавливает желающих покорить наивысшую гору мира. Правда, удовольствие это не из дешевых. Обеспеченные люди тратят по 100 тысяч долларов, чтобы нанять лучших проводников, купить профессиональную экипировку и вдоволь запастись кислородом. Конечно, можно взять и эконом-тур за 30 тысяч долларов, но качество сопровождения будет совсем иным, а если что-то пойдет не так, то проводники не станут до последнего спасать жизнь подопечного. Снять же тело погибшего, чтобы проститься с ним и похоронить по всем канонам, стоит еще дороже. Поэтому родственники тех альпинистов, которые копили на горную мечту всю жизнь, вынуждены годами ждать помощи от властей, ведь сами не в состоянии оплатить даже часть спецоперации.

Читайте также: «Зеленые ботинки» на склоне Эвереста. Кто же этот альпинист?

Бедные индийцы

Такая история приключилась с четырьмя бенгальскими альпинистами. Готам Гош (50 лет), Пареш Нат (58 лет), Субхас Пол (44 года) и Сунита Хазра (42 года). Все они были из относительно бедных семей и вели обычную жизнь. Чтобы накопить на восхождение, бенгальцы по уши залезли в долги и даже продали имущество.

До подъема на Эверест эти четверо не были знакомы. Связывало их разве что отсутствие денег и дешевый тур.

Зона смерти

В мае 2016 года Гош, Нат, Пол и Хазра уже пребывали в четвертом высотном лагере. Это база альпинистов, располагающаяся на высоте 7920 метров — последний привал перед рывком. Еще чуть-чуть — и группа будет стоять на вершине Эвереста и любоваться пейзажем. Однако не зря эти последние девять сотен метров называют самыми сложными. Высота Джомолунгмы составляет 8849 метров. Здесь очень разрежен воздух, низкая температура и ослепляющая белизна снега. Даже опытных альпинистов на высоте 8 тысяч метров может настигнуть горная болезнь, а новичков — и подавно. Особенно тех, кто существенно сэкономил на подготовке к восхождению.

В «мертвой зоне» из-за нехватки кислорода у неподготовленного человека начинается головокружение и тошнота, затем становится трудно думать и принимать взвешенные решения. Многие перестают ощущать голод и холод, из-за чего действуют опрометчиво. А ведь главное при восхождении — правильно рассчитать кислород и время. Бенгальские скалолазы не уложились в тайминг. А все потому, что не были физически подготовлены к этому. Эверест требует от альпиниста большой выносливости и главная ее составляющая — акклиматизация. Перед подъемом все без исключения должны пройти специальный двухнедельный курс. За это время скалолазы должны несколько раз подняться в тренировочные лагеря на разных высотах и спуститься вниз, на базу. Так постепенно наращивается высота. И лишь когда человек полностью подготовлен, он идет до конца. Индийцы же этого не сделали. Более того, за день до восхождения они даже не знали, хватит ли им средств, чтобы покрыть его стоимость. Цена за такую безответственность оказалась велика.

Роковая ошибка

В первый высотный лагерь бенгальцы поднялись на четыре часа позже намеченного времени. Это было плохое начало, после которого им следовало задуматься. Но они так долго шли к своей цели, что решили во что бы то ни стало взойти на Эверест. В четвертом лагере Гош, Нат, Пол и Хазра провели на 12 часов больше, чем нужно — пытались восстановиться физически. При этом они активно расходовали кислород, так как на этой высоте его нехватка чувствуется очень остро. Во время восхождения от четвертого высотного лагеря к вершине все четверо были на грани физического истощения. Шерпы пытались уговорить группу вернуться, но те категорически отказались. Последними их видел американский альпинист Том Поллард со своим проводником на пути к вершине — двух испуганных шерп, женщину (Суниту Хазру) и пристегнутого к веревке мужчину (Готама Гоша). Последний был еще живым, но очень слабым. Спасти людей в таком случае означает пожертвовать своим восхождением. Да и не факт, что спасательная операция будет успешной. Поллард решил продолжить свой путь, а когда уже спускался с вершины, то увидел, что Готам умер, а шерпы и Хазра куда-то делись.

Другая экспедиция увидела однорукого Пареша Ната в стороне от тропы. Он был еще жив и копошился в снегу. Глаза Пареша опухли от снежной слепоты. Скорее всего, он сбился с пути и потерял драгоценное время. Его доставили в четвертый лагерь, но на следующий день мужчина умер.

Сунита спаслась благодаря неравнодушию британского альпиниста Лесли Бинса. Он — один из немногих, для кого человеческая жизнь оказалась ценнее собственной мечты. Немного позже Лесли встретил истощенного Пола, отчаянного пытавшегося дойти до лагеря, однако вести обоих альпинистов не смог. Субхас Пол сумел добрести в четвертый высотный лагерь самостоятельно лишь под утро, но дальше продолжать движение сам не смог. На следующий день Хазра с одним проводником ушла вперед, Пол с двумя остался. Во время спуска ко второму лагерю шерпы его бросили и догнали Суниту. Вместе они дошли до второго лагеря. Оттуда женщину забрал вертолет.

Читайте также: 5 смертельно опасных мест для селфи

Отчаяние

Трое бенгальских альпинистов добрались до вершины Джомолунгмы, но не рассчитали собственные силы, время и кислород. Брошенные гидами и компаньонами, они остались умирать под небесами. Однако за трагическим концом этой истории последовала новая — об отчаянных попытках родственников доставить тела погибших домой.

Первым нашли тело Пола. Оно находилось в паре шагов от тропы, немного ниже четвертого лагеря. Чтобы вырвать окоченевший труп из ледяного капкана, потребовалось 4 часа, и еще 12, чтобы перенести во второй лагерь. Оттуда его забрал вертолет.

Шерпы собирались доставить трупы и других двух бенгальских альпинистов, но надвигающаяся буря помешала им сделать это. Тела Готама и Пареша остались на Эвересте как минимум на год.

Для близких Гоша спуск его тела стал первоочередной задачей. По традиции индусов, лишь сожжение тела усопшего может освободить его душу и позволить ей возродиться. Сперва родственники надеялись, что доставку тела организует правительство. На протяжении года они обращались к чиновникам, но, лишившись надежды, стали собирать средства на транспортировку трупа самостоятельно. Супруга Гоша и его брат распродали имущество и истратили все запасы средств, но этого все равно не хватило.

Жена Пареша Ната, Сабита, была не столь религиозна. Она даже не мечтала о том, чтобы вернуть тело мужа домой, так как после его смерти лишилась дохода. Сыну женщина не рассказала о том, что случилось. Да и к ней самой осознание трагедии не приходило, пока она не увидела тело замерзшего Пареша в новостях. Ей все время казалось, что муж в длительной командировке. Сабита утешалась мыслью, что Нат, мечтавший о горах, хотел бы найти вечный покой именно там.

Последний путь

Тем не менее через год стартовал новый сезон. На туристическом маршруте сотни альпинистов, пытаясь покорить Джомолунгму, видели тело Готама, которое так и висело на веревке.

В середине сезона государство согласилось помочь спустить тела индусов. Одна часть шерп пошла освобождать тело Гоша, другая — отправилась за трупом Ната. После спуска проводники заглянули в рюкзак Гоша. Там лежали видеокамеры с записями и флаги Индии и Западной Бенгалии, которые покойный, видимо, так и не установил на вершине Эвереста. Мечта была так близка и так безжалостна.

Читайте также: Самая высокая вершина мира превратилась в свалку

Больше интересных статей в нашем Telegram! Подпишись, чтобы ничего не пропустить!