Новосибирский «Идиот» попал в объектив кинокамеры
«Идиот» новосибирского театра «Старый дом» оказался в центре кинособытий. Спектакль Андрея Прикотенко стал частью сюжетных перипетий фильма «Люба». Документально-художественную ленту, приуроченную к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского, снимает творческая команда ГТРК «Новосибирск». Проект посвящен «сибирскому периоду» в жизни писателя — печально знаменитой ссылке по делу петрашевцев, которая стала серьезным испытанием в жизни гения, но парадоксально явила миру «писателя более крупного».
В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения писателя и публициста Федора Михайловича Достоевского. Указ о праздновании знаменательного события подписан президентом еще четыре года назад, и российская общественность, не диссонируя с мировой, который год генерирует соответствующие активности, чтобы отпраздновать с почти эпическим размахом. На пространстве рунета уже заработал электронный портал «Мир Достоевского», музеи и библиотеки готовят тематические экспозиции, книгоиздатели доверстывают сборники очерков, альбомы, путеводители и фундаментальные исследования, реставрируются дома и усадьбы, готовятся к запуску новые музейные комплексы (например, обещают открытие Музея деревенского детства Достоевского, музея русской природы Достоевского и музея гармонии семьи и детства писателя), деятели театра и кино планирует выпуск спектаклей и фильмов (правда, о масштабных экранизациях пока не слышно, но документальные проекты набирают обороты), а на одном из официальных круглых столов и вовсе пообещали сделать все, чтобы нивелировать сложившееся в медийной среде «неправильное представление о личности и творчестве классика» и закрепить в массовом сознании «позитивное представление о писателе», не имеющим ничего общего «с культом страдания, который свойствен его героям».
Новосибирска на карте Достоевского в виду юного возраста столицы Сибири, разумеется, нет, однако в стороне от 200-летнего юбилея город явно не останется. В «Красном факеле» к календарному дню рождения писателя задумали выпустить биографический спектакль о жизни Федора Достоевского. Литературной основой для постановки послужит пьеса «Невозможное чудо» донецкого драматурга Алексея Куралеха, созданная по мотивам мемуаров жены писателя. «Старый дом» опередил время, представив спектакль «Идиот» по мотивам одноименного романа юбиляра еще в октябре 2020-го, зато имеет все шансы украсить знаменательную дату «Золотыми масками»: в начале марта театр покажет свой спектакль жюри главной театральной премии страны и, возможно, некоторые из одиннадцати конкурсных номинаций обернутся лауреатством. Пока же команде «Идиота» посчастливилось соприкоснуться с масштабным кинопроектом ГТРК «Новосибирск», посвященным сибирской ссылке знаменитого писателя. Фрагменты спектакля войдут в фильм, как и интервью с главным режиссером театра «Старый дом» Андреем Прикотенко.
Документально-художественная лента режиссера Тамары Саралидзе называется «Люба». Нарочито безыскусное заглавие отсылает одновременно и к мелькающей в письмах Федора Михайловича фразе «Мне люба Россия…», и к дочери писателя — Любови Федоровне: ведь повествование в фильме идет от ее лица. Любочка, как считают биографы, была любимой дочерью Достоевского и вместе с тем enfant terrible — «заносчива, высокомерна, да и просто неуживчива». Когда ее знаменитый отец скончался, девочке было всего 11 лет, что не помешало ей в 1920 году написать на французском языке мемуарную книгу «Мой отец Федор Достоевский», в которой важнейшие вехи биографии писателя представлены по семейным преданиям, рассказам матери, материалам домашнего архива и личным представлениям автора.
Однако во главе угла фильма «Люба» стоят все же не потомки русского гения, а «сибирский период» жизни Достоевского, случившийся в результате приговора по делу петрашевцев, которое царское правительство решило использовать в целях широкой антиреволюционной пропаганды. В сибирской ссылке Федор Михайлович находился с 1849 по 1859 год. Сначала пребывал на каторге в Омском остроге, где собственноручно изготавливал кирпичи и, не имея возможности писать, обдумывал будущие романы, затем служил солдатом в Сибирском линейном полку в Семипалатинске. В этом городе Достоевский неожиданно получил поддержку барона Врангеля и встретил Марию Дмитриевну Исаеву, жену местного чиновника и горького пьяницы. Ссыльный роман закончился венчанием в русской православной церкви в Кузнецке, так что в Петербург, после помилования, полной амнистии и высочайшего разрешения публиковаться Федор Михайлович возвращался с женой, приемным сыном и солидным литературным пополнением — дописанными повестями «Село Степанчиково» и «Дядюшкин сон», стихами на события 1854 года, статьями об искусстве России, набросками к «Запискам из Мертвого дома» и замыслом романа «Идиот».
Период пребывания Фёдора Михайловича Достоевского в ссылке считается временем его становления как великого писателя, получившего мировую известность. Сам классик в своих позднейших воспоминаниях поочередно то проклинал, то благословлял «сибирский период», причудливо чередуя стенания со словами благодарности и выражением христианского смирения: от «считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу» до «вечное сосредоточение в самом себе, куда я убегал от горькой действительности, принесло свои плоды» и «мой крест, и я его заслужил». А вот его дочь в своих мемуарах (к слову, впервые выпущенных на русском языке относительно недавно — в 1992 году) резюмировала вполне однозначно: «Он вышел из Омского острога писателем более крупным, чем вошел».
Впрочем, для творческой команды фильма «Люба» безапелляционное высказывание — отличный повод для пристального наблюдения за давно вошедшей в историю биографией Достоевского и непростым временем, в котором писатель жил: периоде глобальных реформ и введения жесткого контроля, веке зарождения либерального и революционного движений, эпохе правления четырех царей, великих побед и тяжелых поражений во внешней политике. В съемках принимают эксперты, способные пролить свет на жизнь и творчество писателя, а также профессиональные и начинающие артисты – студенты Новосибирского театрального института. Масштабный кинопроект предполагает командировки по памятным местам сибирской ссылки Достоевского — в Омск, Новокузнецк и Семипалатинск. Премьера запланирована в июне.
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».
Фото Фрола Подлесного и предоставлено съемочной группой фильма.
Сообщение Новосибирский «Идиот» попал в объектив кинокамеры появились сначала на Новая Сибирь.