Войти в почту

О жизни за МКАДом расскажет кино

Если говорить о том, как представлена и раскрывается эта тема сейчас, то, пожалуй, можно выделить три направления: чернушное или депрессивное, сатиричное или ироничное, а также мистифицированное представление о провинции. Либо все так ужасно, что остается только плакать, либо все настолько странно, что можно лишь посмеяться, либо все загадочно, непонятно, а то и волшебно.

О жизни за МКАДом расскажет кино
© Вечерняя Москва

Примеров полно. Например, в «Простом карандаше» (2019) петербурженка приезжает в богом забытый северный городок. Что мы видим? Разваливающиеся стены, озверевшие или отупевшие от безысходности люди, дети, во всем плохом подражающие взрослым. Героиня пытается разорвать этот замкнутый круг своей принципиальностью и любовью. Но не обречены ли такие попытки заранее? Или возьмем «Хрусталь» (2018). В постсоветскую деревушку приезжает из Минска «девушка в ярком», чтобы сложным путем получить визу в Америку. А вокруг — грязно-серые стены, мечущиеся под воздействием инстинктов люди, ограниченность и бесперспективность. И это еще не самые мрачные примеры, ведь в обоих фильмах есть персонаж, стремящийся к свету. Кажется, иного способа изменить среду нет, кроме как измениться самому.

Второй тип кино — тот, что представлен в комедиях: «Непосредственно Каха!», «Понаехали» и ряд других. Там к обшарпанным стенам добавляются местные обычаи, нестандартное поведение, сам акцент смещается с людей, не устроенных в этом мире, на тех, для кого он — естественная среда обитания. Потому реальность там кажется зрителю яркой, наполненной вызовами, достижениями и безбашенными праздниками.

Третий тип картин тоже чаще говорит про серость малых городов и деревень, но тут она атмосферная и интригующая. В короткометражке «Сера» в заводских выбросах таится некая мрачная и недобрая сила, в «Котле» (2020) или в «Москвы не бывает» (2020) само пространство будто не отпускает героев, удерживая в себе.

И пусть пока так. Но душа просит фильмов про провинцию теплую, приветливую, с настроением советских лет, когда люди уезжали из столиц, чтобы строить, создавать большую жизнь с ее тихими радостями. Поверьте, они там есть даже при всех трудностях.