Войти в почту

Культурный навигатор: нефанерный юбилей Пенкина и плавный сюрреализм Литвиновой

Sobesednik.ru представляет подборку наиболее актуальных культурных событий этой недели. Концерт Сергею Пенкину – 60 Шоумен Пенкин, казалось бы, из какой-то уже прошлой жизни. Но его, конечно, помнят. Вспоминая, мы улыбаемся, смеемся... Однако этот артист, без шуток, – из плеяды незаслуженно выброшенных из обоймы. У него есть и прекрасные вокальные данные, не в пример некоторым инстаграм-певичкам, и блестящее умение держать аудиторию. Он ходит по сцене, причитает: «Это вы, мой фирменный пенкинский зритель!», народ хохочет и тает. Разговорный жанр – немаловажная часть концертов Пенкина. И обойма, кстати, к нему на его 60-летие вернется: в афише юбилейного шоу заявлены Григорий Лепс, Ани Лорак, Полина Гагарина, Дима Билан. Будет не скучно и не фанерно: на сцене появится Большой концертный оркестр имени Силантьева. 13 февраля. Крокус Сити Холл (Москва) Спектакль Светлана Немоляева в пьесе по Уайльду Она неутомима. Уникальная актриса Светлана Немоляева вновь и вновь выходит на сцену. На этот раз в спектакле «Как важно быть серьезным» по пьесе Оскара Уайльда. Впервые она была поставлена на сцене в 1895 году, как раз 14 февраля. Речь пойдет о двух английских джентльменах, которые желают понравиться дамам и устраивают для этого забавную игру. Они представляются именем Эрнест, которое в английском языке созвучно со словом «серьезный». Наряду со Светланой Владимировной в афишах заявлена ее внучка Полина Лазарева. 13, 14 февраля. Театр имени Маяковского (Москва) Кино «Северный ветер» Ренаты Литвиновой Новый фильм Литвиновой (естественно, с музыкой Земфиры) – очередное погружение в ее загадочный сюрреалистичный мир с ней в главной роли. На этот раз Рената Муратовна решила рассказать о матриархате. В северном клане царят женщины, но фильм не о феминизме. Мужчины присутствуют (главная мужская роль у Антона Шагина), и нельзя сказать, что их как-то сильно затирают. Наоборот, многое в жизни клана вертится вокруг них. Кино от Литвиновой – это уже традиционно кино не для всех. Зритель как бы сам становится Ренатой со всеми ее странностями и тараканами в голове. Эдакая очень плавная сказка-сон о взрослой Снежной королеве, где реальность чуть затуманена странноватым развитием событий, какими-то неожиданными эпизодами, идеями, мазками. Всякий раз центральной точкой событий становится Новый год. Но это не повод для веселья в привычном понимании. Новогоднее застолье для Литвиновой – всего лишь ритуал, вокруг которого происходят толкающие ее сюр события, далекие от ритуалов приземленных – с Дедом Морозом, оливье и пьянкой. На фоне блокбастеров, да и вообще любого массового кино, где скорость развития сюжета имеет все большее значение, здесь внутренний мир героинь и героев настолько размерен, что окутывает своим туманом даже ту депрессию, в которую они вроде бы должны погрузиться. Ведь у каждого из них своя внутренняя трагедия. Литвинова показала кинооркестр из этих трагедий, который сложился в итоге в гармонию, пусть и минорную. Книга Алексей Иванов. «Тени тевтонов» Действие разворачивается сразу в двух эпохах – в конце XV века, где герой пытается проникнуть в тевтонский замок, чтобы завладеть мечом, и в 1945 году – там другой герой, узник концлагеря в Польше, продолжает дело предка. Эта книга вышла сначала в формате аудиосериала – признак еще одного времени, уже нашего XXI века. Этот факт повлиял и на бумажный продукт: по мнению высоколобых критиков, писатель Иванов несколько коммерциализировался. Впрочем, даже если это так, вовсе не обязательно считать это минусом, особенно с точки зрения широкой аудитории. В любом случае в профессионализме автора нет никаких сомнений. * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №05-2021 под заголовком «Культурный навигатор».

Культурный навигатор: нефанерный юбилей Пенкина и плавный сюрреализм Литвиновой
© ИД "Собеседник"