Добрый немец и милосердный Сталин
На российские экраны вышел фильм «Зоя» - о героине Великой Отечественной войны Космодемьянской.
Увы, картина демонстрируется не то, что в полупустых, а в практически безлюдных залах. И это объяснимо. Если у героини картины - короткая, но ясная и яркая судьба, то с фильмом все наоборот – его путь к зрителям выдался долгим и запутанным, а результат получился странным и невнятным. Но – за большие деньги, выделенные государством.
Фильм начинается со стереотипа – старого, заезженного. Девушка беззаботно кружится в танце на выпускном вечере в июне сорок первого. Влюбляется, строит планы, смеется. И тут - война. Действие бежит дальше, по изрытой другими фильмами о войне колее. Героиня идет защищать родину. Но сначала не берут на фронт – молодая, необстрелянная, к тому же, может попасть плен, не выдержать истязаний. Но она добивается своего – ее берут в диверсионный отряд…
Три сюжетные линии
В ноябре 2016 года на месте гибели Зои Космодемьянской в селе Петрищево при участии членов Российского военно-исторического общества был восстановлен мемориал героини. Во время его открытия министр культуры РФ Владимир Мединский сказал, что «относиться к ее жизни можно только как к житию святых». По его мнению, «российской аудитории не хватает кинофильма о Зое». Министр предложил условно назвать будущую киноленту о Космодемьянской «Страсти о Зое». Кстати, правильно звучит «…по Зое».
Фильм о героине был снят еще в 1944 году режиссером Лео Арнштамом. Он же вместе с Борисом Чирсковым выступил в качестве сценариста. Мединский должен был знать об этом, но - промолчал. Может, потому, что картина «Зоя» была снята в соответствии с советской идеологией, давно вышедшей из употребления?..
Вскоре, в декабре 2016 года Российское военно-историческое общество объявило конкурс на создание сценария художественного фильма под рабочим названием «Страсти по Зое». На него поступило несколько десятков работ - самому юному автору было 14 лет, самому старшему - 91 год.
Лучшим был признан творческий материал молодой, но уже заявившей о себе Елизаветы Трусевич.
Жюри и экспертная комиссия отметили, что в сценарии не содержится недостоверной информации, а все мифы, выдаваемые за «правду о войне», опровергаются. «Образ Зои представлен в трех сюжетных линиях, - сообщила Трусевич. - Первая - история спасения памятника Космодемьянской в современном городе, где вандалы надругались над монументом. Вторая - во время войны корреспондент Петр Лидов узнает историю о партизанке Тане (так она назвалась, попав в плен –В.Б.), повешенной фашистами, и ведет собственное расследование. Третья линия - история жизни самой Зои, ее последних часов, минут».
«Исчезновение» сценариста и режиссера
Наступило долгое затишье, и о фильме никто не вспоминал. Лишь в декабре 2017-го было объявлено, что кастинг и съемки начнутся в следующем году. Но этого не произошло.
В марте 2018 года Егор Кончаловский, ставший режиссером фильма, в одном из интервью сказал:
«Страшно осознавать, что сейчас молодежь даже не знает, кто такая Зоя Космодемьянская, А из героев Великой Отечественной войны только Жукова и Сталина сможет идентифицировать по фото. И это - катастрофа. Поэтому мы обратили свои взоры на подрастающее поколение. Для них и снимаем кино о героях войны»
Однако, в феврале 2019 года прозвучала удивительная новость, что из проекта исчезли сценарист и режиссер. Вместо них появились Андрей Назаров, Леонид Пляскин и Андрей Тумаркин. Руководитель департамента информационной политики Российского военно-исторического общества Надежда Усманова пояснила, что Кончаловский «зажегся, прочувствовал тему, захотел снимать, но авторские, собственные проекты перетянули».
Была озвучена и причина «увольнения» Трусевич: «Сценарий требует серьезной доработки. Поэтому привлекли профессиональных, очень опытных сценаристов, которые его достаточно сильно изменили». Это означало, что результаты конкурса были выброшены в мусорную корзину, а его победительницу отодвинули в сторону. По какой причине? Неведомо…
В июле 2019 года Мединский объявил, что съемки фильма о Зое Космодемьянской завершены. По словам министра культуры, была снята еще одна картина о Великой Отечественной войне, посвященная руководителю партизанской диверсионной группы, действовавшей в Белоруссии – Федору Крыловичу. При его непосредственном участии были уничтожены четыре эшелона врага с боеприпасами и техникой. Это была одна из крупнейших диверсий Второй мировой войны.
Однако, пока публике представлен только фильм «Зоя». Да и то не сразу после анонса Мединского, а с большим опозданием. А вот картина «Судьба диверсанта» - о Крыловиче, снятая режиссером Дмитрием Астраханом, задержалась еще больше. Говорят, что из-за проклятого коронавируса. Или по другим причинам?
До «Судьбы диверсанта» очередь еще дойдет. Посмотрим фильм и обсудим. Хотя смутное чувство тревоги гложет уже сейчас. Но сегодня речь - о «Зое». Тут уже не тревога, а просто обида. Впрочем, обо всем по порядку.
Актриса идет на войну
Есть основания полагать, что сценаристы и режиссер не только сильно изменили содержание фильма, но и упростили его. Это видно даже по названию картины – были «Страсти по Зое», стала «Зоя». И большей частью фильма стало жестокое истязание героини. Причем, немцы даже не интересуются расположением диверсионного отряда, его численностью, задачами, как было в реальности.
Какую смысловую нагрузку несет этот садизм? Ведь главное – невероятный, стальной характер героини. Надо было показать, откуда его истоки, как он выковывался и закалялся? Именно этого нет в современной картине «Зоя». Как раз это присутствовало в старом фильме «Зоя».
Старая лента при всей своей сильной советской идеологической нагрузке дает более или менее точную биографию Зои, показывает ее взгляды, устремления. Она родилась и выросла в стране, где многие ценности были ложными, а лозунги – лживыми. Но постоянно прославлялся труд, любовь к родине, и подвиги – трудовые, военные, спортивные – были нормой жизни. Герои – исторические и настоящего времени - воспевались, были образцом для подражания.
У молодых людей кипела кровь, горели глаза, они жаждали деятельности, созидания. Тех, кто этому мешал, ненавидели. Во время войны патриотический порыв стал привычным явлением, умереть за родину казалось счастьем
Конечно, так думали не все. Но – большинство. В том числе, Зоя Космодемьянская. И понятно, почему она не пожалела себя.
Но почему идет воевать героиня современного фильма, не ясно. Знала ли актриса Анастасия Мишина, исполнительницы роли Зои, ее биографию? Может быть. Но вжиться в характер, познать его суть – увы, не сумела. Все в ее исполнении поверхностно, условно и немногословно. И потому не верится во все потуги актрисы. Да и не скажешь, что она так уж сильно старалась.
Впрочем, играть бедной Анастасии по большому счету нечего. Но это уже не ее вина, а промахи сценаристов.
Безудержная фантазия
Что было в сценарии Трусевич – неизвестно. Но судя по заявке, она шла, не сворачивая с исторической тропы, используя факты и документы. Заменившие же ее люди дали простор своей буйной фантазии.
В фильме появился добрый вражеский офицер. Он переживает за нее чуть ли не до слез, восхищается стойкостью девушки и даже пытается уговорить ее перейти на сторону немцев. Мол, Великой Германии такие смельчаки нужны.
Глупый гауптман Зоммер! Он не знал, что нельзя быть героем одной державы, а потом, предав своих, стать героем в другой стране, защищая иные идеалы…
Впрочем, сказка про сентиментального нациста меркнет перед выдумкой о милосердном Сталине. В фильме он, бросив все дела, приезжает в диверсионный отряд напутствовать молодых людей. Вождь, великий и ужасный, идет вдоль строя и останавливается перед Зоей. Он, мудрец и ясновидец, знал, что именно ей суждено совершить великий подвиг! И когда девушка приняла мученическую смерть в Петрищеве, вождь за много километров от нее, в Москве, каким-то шестым чувством ощутил, что она не сдалась, не склонила голову. И с гордостью произнес: «Выдержала…».
Известно, что в ноябре 1941 года вышел приказ Сталина, в котором говорилось: «Лишить германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населенных пунктов на холод, в поле, выкурить из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом, такова неотложная задача, от решения которой во многом зависит ускорение разгрома врага и разложение его армии»…
В фильме вождь, прежде чем подписать приказ, терзается, думая о судьбах людей, которые останутся без крова. Но это совершенно не вытекает из сталинской логики! Он был беспощаден всегда, так с какой стати его вдруг обуяла жалость?! Нарисовать такую сцену – значит, не знать характер Сталина! Или слукавить, солгать…
Для выполнения задачи, прозванной «Гони немца на мороз!», Сталин потребовал «бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами».
Свои убивали своих
На оккупированных территориях запылали тысячи домов. Поскольку жители окрестных деревень часто делили кров с оккупантами, они – вместе с детьми, стариками - становились погорельцами, лишенными жилищ. В оставшихся домах места им уже не находилось – их занимали только немцы.
А мороз зимой 1941 года все крепчал и крепчал. И день ото дня множилось число несчастных людей, кричавших от отчаяния, безысходности, близости смерти.
Некоторые не верили, что советские люди губят своих. Говорили, что это все подстроили эти гады фрицы. Но, узнав, что приказ поджигать дома отдал дорогой вождь, ужасались и возмущались.
Выходит, не только немцы, но и Сталин сеял разрушения и смерть на территории СССР - руками молодых, смелых, преданных родине людей из диверсионных отрядов. В одном из таких соединений и была Зоя Космодемьянская.
Жители сел и деревень выходили на ночные дежурства, чтобы уберечь свои дома от поджогов. Зоя спалила три дома в Петрищеве, после этого ей удалось скрыться. Через некоторое время она вернулась и пыталась уничтожить сарай. Но девушку задержал хозяин строения. Или по его «сигналу» это сделали немцы.
На войне – как на войне: жестоко и страшно. Зоя выполняла приказ. А в чем его суть и каковы последствия, она не имела права обсуждать. Да и не могла предположить эта наивная душа, что от ее действий могут пострадать свои же…
Зоя Космодемьянская – героиня. Она сражалась за родину, выдержала все пытки и никого не выдала. Но вокруг ее имени уже который год роятся версии сплетни и домыслы. Но это – прямой путь в болото недостоверности и лжи. Именно так произошло с создателями упомянутого фильма.
Наверняка будут сняты другие картины о героях Великой Отечественной. Кто там, на очереди - Александр Матросов, Дмитрий Карбышев, Николай Гастелло? Сразу становится как-то не по себе за результаты «творческих» поисков…