«Лёгенькая жизнь», или каждый кузнец своего счастья

Идея этого материала родилась во время встречи журналистов газеты «Забайкальский рабочий» с депутатом Законодательного Собрания Александром Михайловым. Во время ответа на один из вопросов он «проговорился», что в кулуарах краевого парламента готовятся наградные списки, в которые вошел и герой нашего сегодняшнего репортажа – кузнец, художник или, если хотите, художник по металлу, Вячеслав Лёгонький. А так как в период пандемии в стены Законодательного собрания особо никого не пригласишь, благодарственные письма вручают удаленно. Вот Александр Николаевич и попросил журналистов помочь, съездить вместе с ним к Лёгенькому, когда все формальности будут утрясены. Подсобить хорошему делу ­–– это всегда, пожалуйста, тем более, хотелось поближе познакомиться с человеком, который за короткое время сделал для Читы столько, сколько иные, наделенные властными полномочиями, не успевают сделать за целую жизнь. Арт-объект Даже если не знать, что в неприметной пристройке к кочегарке на улице Геодезической находится кузница Лёгенького, это место сразу бросается в глаза. Сама территория перед входом в кузню заслуживает звания арт-объекта. На первый взгляд –– обычные железяки, некоторые даже ржавые, но приглядевшись, понимаешь это уже готовые скульптуры, либо заготовки под них. А на бетонном заборе замечаешь портрет… женщины с прической a la Анжела Дэвис. Правда, сначала изображение мне показалось каким-то нагромождением железа, но через какое-то время, начинаешь чувствовать взгляд, направленный на тебя. Потрясающее ощущение. Возле этого железа, расставленного напротив входа в кузницу можно провести очень много времени. Хочется забыть про все дела, про возраст, про редакционное задание, руки сами тянутся к железу. Его хочется потрогать, погладить, изучить из чего это все и, главное, как собрано? Железо и скульптуры у Вячеслава Лёгенького особенные –– сразу приковывают к себе внимание и потом долго не отпускают. Кроме наличия огромного числа арт-объектов у входа в кузницу, ее выдает еще и громкая музыка. Внешний вид строения и звуки, несущиеся из-за плотно закрытой двери, навели на ассоциации с кафе из фильма «От заката до рассвета», вампиров в этот раз не было. Вячеслав, к сожалению, едва нас увидев, сразу ее выключил, но определенно это звучали «тяжелые» и «металлические» вещи. В сочетании с ударами молота на выходе получался потрясающе-убойный звук. Настоящий Храм Огня и Металла, во всех смыслах этого слова. Дедушка «тяжелого» рока Оззи Осборн был бы определенно в восторге от посещения этого места. Храм, он же кузня В кузнице Лёгенького каждая деталь заслуживает пристального внимания. Казалось бы, обычная входная дверь. Железная, тяжелая и добросовестно исполняющая свои обязанности, но с внутренней стороны ее покрывает бесчисленное количество… дверных ручек. Каждую хочется дернуть, или, как минимум, рассмотреть во всех деталях. Действительно, каждый день мы видим и беремся за десятки дверных ручек и не обращаем на них никакого внимания, но тут, на двери кузницы Лёгенького они обретают какую-то притягательную силу. Теперь вы понимаете, что после такого количества удивительных вещей, в помещение кузни входишь действительно как в храм. Музыка выключена, но гудят два горна: один угольный и второй на газу. За газовым работает Александр, помощник Вячеслава. Коротко с нами поздоровавшись, он продолжает свою работу –– металл, особенно раскаленный, не любит ожидания. Периодически начинает работать электрический молот. Мы же тем временем, честное слово, раззявив рты ходим по небольшому помещению храма-кузницы и внимательно изучаем его богатства. Тут действительно есть на что посмотреть. Во время этой экскурсии еще больше утвердился в мысли, что эта кузница не место работы, это настоящий Храм, в котором творит счастливый человек. Хотел сначала написать «абсолютно счастливый», но вовремя вспомнил героя фильма «Москва слезам не верит», которому до состояния полного счастья не хватало сущей мелочи –– стакана воды! От «Аиста» к «аццкому памятнику» Известность Вячеслав Лёгенький получил недавно –– в 2016 году, когда сначала в Музейно-выставочном центре прошла его выставка. Помню, перед ее открытием у входа состоялась огненная инсталляция, которая запомнилась не меньше самих экспонатов. Потом был «Аист с новорожденным» у стен роддома по улице Шилова. Можно сказать, что с работами и творчеством Вячеслава читинцы знакомятся с первых дней своей жизни. Чуть позже его работы украсили городское пространство перед кинотеатром «Удокан». Многие горожане любят перед походом в кино задержаться у скульптур Лёгенького и сфотографироваться. Затем появился мотоцикл на тротуаре рядом с Пушкинским сквериком и тоже стал любимым объектом фотографов-любителей. А в октябре прошлого года, когда, казалось, что вторая волна коронавируса полностью парализовала культурную жизнь в Чите, перед кинотеатром «Родина» появился рояль. Он точно за время своего короткого существования побил все рекорды по числу фотографий в соцсетях. Ну, а последнее творение Вячеслава –– троллейбус вызвал целую бурю обсуждений в соцсетях. Одни истово его ругали, называли его «аццким памятником», придумывали фотожабы. Другие, напротив, хвалили новую городскую скульптуру. Сам Вячеслав спокойно относится к критике и говорит, что ему троллейбус нравится и он гордится этой работой. — Было несколько проектов. В троллейбусном депо, а именно они были заказчиками, их внимательно изучили и выбрали этот, — говорит Лёгенький. Доволен, кстати, скульптурой и заказчик, в лице директора троллейбусного управления Денис Ишенин. Еще в декабре прошлого года он высоко оценил работу художника Вячеслава Лёгенького: «Задумка художника была показать энергию движения троллейбуса вперёд. Другого такого памятника в стране нет, вы не найдёте. Он оригинальный. Здесь художник постарался». Тут надо сказать, что критиков работ Лёгенького всегда было много. Помнится, и подаренного роддому «Аиста» некоторые «диванные эксперты» из соцсетей раскритиковали, но почитателей таланта все равно больше. И это, наверное, хорошо, что творчество Вячеслава никого не оставляет равнодушным. Значит, люди смотрят, оценивают, сравнивают, думают, в конце концов. В городе появляются оригинальные скульптуры, новые необычные арт-объекты и с ними Чита становится немного иной, новой, приобретает свой, присущий только ей, облик. Ведь всем горожанам хочется, чтобы их родной город отличался от других «лица не общим выражением»? Мечта За всем этим сверхинтересным общением и разговорами Александр Николаевич Михайлов чуть было не забыл, зачем приехал. Благодарственное письмо Законодательного собрания Забайкальского края было торжественно вручено Вячеславу Лёгенькому в Храме Огня и Металла, а вместе с ним еще куча небольших и полезных подарков. В роли торжественной музыки выступали молот и горн. После торжественной части, как водится, поговорили о творческих планах. Спросили Вячеслава о скульптуре, которую он мечтает сделать. — Хочется сделать символ города –– быка, но такого крутого, как на Уолл-стрит в Нью-Йорке. А у него на спине орел с луком и стрелами — символ края. Эту идею Вячеслав, если судить по его интервью пятилетней давности ИА Чита.Ру, он лелеет уже давно и, наверное, у него уже готов если не проект, то эскиз будущей скульптуры. Чтобы эта мечта осуществилась, надо то совсем немного –– желание городских или краевых властей и ваше, дорогие забайкальцы, участие! Сегодня есть ресурс «Голос забайкальца» на котором любую подобную идею можно прокачать и довести до ее логического завершения. Хорошая же идея? Ну, не одному же Оленю быть символом города и края? Он хорош, не спорю, но Бык с Орлом на площади Ленина это было бы сильно! А то, что Вячеслав Лёгенький сделает достойную скульптуру, которая украсит город, можно даже не сомневаться. Олег Тополев.

«Лёгенькая жизнь», или каждый кузнец своего счастья
© Забайкальский рабочий