5 животрепещущих фильмов Даррена Аронофски
52 года сегодня исполняется постановщику, сценаристу и продюсеру Даррену Аронофски. За двадцать лет работы он снял семь полнометражных картин, стал звездой множества кинофестивалей, от «Независимого духа» до «Оскара», собрал десятки премий и прослыл как мастер философской психологической драмы. В честь дня его рождения мы собрали самые обсуждаемые его работы, которые должны быть в списке каждого киномана.
Requiem for a Dream, 2000
Artisan Entertainment Реквием по мечте
Без сомнения, «Реквием» — самая известная картина режиссера, хотя и самая критикуемая. Многие киноэксперты до сих пор считают, что стиль фильма превзошел содержание. Но любой зритель вам скажет, что спецэффекты, использованные в фильме, вряд ли сильно отвлекают от основного посыла Аронофски.
История нарочно снята в формате антологии: мы можем наблюдать героев с разных точек зрения, и так легче понять, как они пришли к употреблению наркотиков. В отличие от многих фильмов о зависимости тех времен, «Реквием» показывает самую темную сторону наркомании, не добавляя радостных галлюцинаций, шумных веселых вечеринок и прочих романтизирующих подобный образ жизни атрибутов (которые, например, частично присутствуют в «На игле»).
И при этом герои драмы — далеко не злодеи. Это обычные люди, которые приняли в своей жизни пару неверных решений. И они продолжают поступать неверно, потому что уверены, что другого выхода нет, и это единственная жизнь, которой они достойны.
The Fountain, 2006
Warner Bros. Фонтан
«Фонтан» до сих пор остается самой слабой работой режиссера. И ни в коем случае это не касается сюжета, скорее слишком простые (по сравнению с предыдущими и последующими его фильмами) аллюзии, переизбыток спецэффектов и религиозных отсылок сыграли с постановщиком плохую шутку.
Действие фильма развивается в прошлом, настоящем, будущем и ином, параллельном измерении (и из-за этого пришлось добавить спецэффектов). Изначально Аронофски хотел превратить картину в эпос, но из-за переизбытка смыслов, временных линий, аллюзий и реальности и ограничения во времени, пришлось сделать повествование скомканным.
Самая амбициозная работа Даррена изобилует визуальной мишурой, из-за которой картина смотрится дешево. Однако, если всё это отбросить, мы получим прекрасную грустную притчу о принятии смерти.
Black Swan, 2010
Cross Creek Pictures Чёрный лебедь
Первый кинопрорыв режиссера. Конечно, до «Лебедя» Даррен успел снять четыре полнометражных и четыре короткометражных фильма, но именно этот фильм принес ему первые номинации на «Сатурн», BAFTA и «Оскар».
Несмотря на безупречный визуальный ряд и внушительный каст (Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель, Барбара Херши, Вайнона Райдер), это всё ещё в меньшей степени типичный фильм программы «Оскара» и в большей — проработанная до мелочей авторская драма режиссера.
Кого-то привлекает в картине одержимость совершенством главной героини, кого-то — явный намек на муки творчества, кого-то — скрытая психическая травма балерины. Каждый нашел в картине свой собственный смысл, и в этом, пожалуй, и заключается авторский почерк Аронофски.
Noah, 2014
Премьера первого блокбастера режиссера прошла неплохо, хотя зрители и критики восприняли его весьма остро. Фильм обвинили в обелении мультикультурной истории, и если бы не финансовый успех картины, то вряд ли бы кинокомпании взялись бы за последующие проекты постановщика.
Известный библейский сюжет и первоклассный актерский состав не убедили зрителя, тем более,. что кроме основного религиозного посыла Даррен не привнес в фильм ничего нового, что разочаровало фанатов режиссера.
И всё же это красивое, поучительное кино, которое западает в память и душу. И к тому же именно работа над «Ноем» помогла Аронофски придумать идею к своей следующей картине, более сложной, многоструктурной и тоже полной отсылок к Библии.
mother! , 2017
Paramount Pictures мама!
Последняя работа режиссера является самым спорным и обсуждаемым фильмом за всю его карьеру. Основная проблема была в том, что презентовали фильм как хоррор, а в итоге зритель увидели сюрреалистическую драму, полную религиозных отсылок.
«мама!» не страшное кино, это скорее увлекательная визуальная метафора. Но это не значит, что все зрители и критики негативно относятся к этой работе Аронофски. Сам фильм тяжело подстраивать под какие-то жесткие рамки жанра, в связи с чем перед просмотром лучше не смотреть трейлеров и не читать рецензий, чтобы не разочароваться в творчестве именинника.
У этого фильма равное количество поклонников и ненавистников, но остаться после просмотра равнодушным просто невозможно. Только извращенный ум Даррена мог придумать что-то настолько пугающее, странное и притягательное.