Художница Элеонора Таранова: начать учиться никогда не поздно

Уметь рисовать — не только модный тренд среди современных подростков, но и искреннее стремление многих, кто гораздо старше этого возраста. И если подростки еще верят в свои силы и стремятся учиться рисовать, развивают навык, то большинство взрослых считает, что если уж до сих пор не научился, то можно забыть об этих попытках. Однако все не совсем так.

Мы поговорили с российской художницей Элеонорой Тарановой, попросив её рассказать о собственном опыте в живописи и о том, как можно научиться рисовать тогда, когда уже перестал в это верить. Работы художницы можно увидеть как на российских, так и на международных выставках. Они запоминаются яркой самобытностью штриха и необычными, порой неожиданно современными для классической масляной живописи сюжетами. Одни из частых героев картин художницы — кошки. «Котики захватили мир» — в шутку говорят в интернете уже давно. И, глядя на работы Элеоноры Тарановой, хочется добавить — «ну и ладно, им можно», настолько очаровательны эти пушистые на ее работах в любых своих ипостасях.

Сама Элеонора Таранова пришла в живопись, уже будучи взрослой, и её путь становления как художника — это история того, как взрослый человек может войти в мир искусства, если действительно хочет этого. Даже если тебе уже немало лет, и в детстве не было ни возможности, ни родительского желания обеспечить посещение художественной школы, это не повод отказываться от мечты.

— Расскажите, пожалуйста, как взрослые реагируют на идею о том, что они могут быстро научиться рисовать? Мечтают об этом многие, но мечты мечтами, а вот реальность…

— “Я никогда не смогу так рисовать!” – так сказала моя подруга Светлана, восторженно глядя на мою картину с ирисами. Тогда я ей и предложила попробовать воспользоваться техникой, которую разработала. “Никогда не говори никогда. Ты сможешь! Хочешь докажу?», — сказала я ей. И мы поспорили на бутылку шампанского, что на первом же моем мастер-классе она напишет маслом цветы, эти свои ирисы, которые так любит. Так и вышло, ирисы собственной руки у Светланы появились.

— Элеонора, а как вы сами стали художником?

— «С искусством надо встретиться», — услышала я однажды в интервью с Ольгой Свибловой. Моя встреча с искусством произошла в раннем детстве. Мама собирала альбомы с репродукциями из всемирно известных галерей, а полках рядом с ними стояли энциклопедии по искусству. Я любила картины и любовалась ими, но даже в художественную школу не ходила. Мама не видела во мне художника. Я мечтала, конечно, об этом, но, во-первых, у нас в городке и «художки» не было, а во-вторых, моя бабушка хотела, чтобы я играла на пианино. Поэтому музыкальное образование было в приоритете. И хотя одно время я посещала уроки без удовольствия, музыка развила во мне чувство прекрасного и подарила вдохновение, за что я ей благодарна.

Мои первые рисунки были карандашом и ручкой на полях школьных тетрадей, как у всех. На уроках, когда шло скучное объяснение материала, или после контрольной я рисовала все подряд. Конечно, это были рисунки неопытного ребенка. В моем окружении не было человека, который мог подсказать с чего начать и как идти дальше. Как научится рисовать, если научить тебя некому?

Однажды в наш дом приехала дальняя родственница со своей дочерью. Девушка имела художественное образование и увидев как я рисую, похвалила меня. Она дала несколько практических советов по рисунку и показала как именно надо делать штриховку. Это был единственный урок рисунка в моей жизни, который я усвоила сходу. С тех пор я тренировалась каждый день в штриховании, я разглядывала репродукции картин знаменитых художников и научилась раскладывать их на свет и тень. Я сравнивала объемы разных предметов и изучила перспективу. Я работала над своими навыками, несмотря на то, что мне было всего 14-15 лет. С того момента я люблю графику и, время от времени, возвращаюсь к ней, когда “переедаю” масляной живописи.

— Старания вознаградились должным результатом. Как говорится, терпение и труд все перетрут. Но сейчас вы чаще пишете маслом…

— Писать маслом я тоже научилась самостоятельно. На мой взгляд, масляная живопись требует минимума навыков, в отличие от графики, акварели или пастели. Классическая графика сложна тем, что на нее тратишь больше времени, чем на живопись. Я рисую голову лошади карандашом около 4-5 часов, тогда как маслом я могу создать такой портрет за полчаса. Акварель сложна тем, что нужно заранее выстроить в голове порядок — где оставить белую бумагу, где будут тени и какой цвет положить раньше. Иначе получится грязь и каша. А вот масло как материал просто замечательный. Всегда можно исправить то, что не получилось. Причем на любом этапе.

Так же, как и с графикой, я погрузилась в масло с головой, когда начала с ним работать. Я начала писать немногим более 10 лет назад и снова по книгам. Я прочитала те, которые были дома, и покупала книги о живописи во всех книжных лавках в городе. А потом пошла в интернет и смотрела все видео, которые могла найти о художниках, их мастер-классы и советы. Большой находкой были видео-уроки по живописи художника Игоря Сахарова. Именно он, можно сказать, слепил из меня художника. Его легкость, с которой он писал картины, дала мне понять, что я тоже так смогу. И я смогла. Сейчас для меня вопрос не в том получится или нет очередная картина, а в том, сколько мне понадобится на нее времени.

— А как долго вам пришлось учиться?

— Конечно, я не стала художником за 30 дней, как часто обещают экспресс-курсы обучения живописи, но, думаю, что это вполне возможно, если уделять живописи по 8-10 часов в сутки ежедневно. Но на это, во-первых, нужно иметь столько свободного времени, а во-вторых, суметь не перегореть при этом к делу, которое в этот период фактически лишает тебя остальных сторон жизни.

Я выбрала для себя щадящий режим, в котором работаю последние 4 года — 2-4 часа в день за мольбертом, не больше. Иначе устаешь, и теряется интерес, без которого творчество невозможно – это не та работа, которую можно выполнять на одном лишь «надо». Потеря интереса влечет за собой большие перерывы в работе, из-за которых в свою очередь теряются навыки. А это уже серьезно. Потому что навыки в искусстве живописи и графике играют основную роль. Ваша рука должна тренироваться делать штрихи кисточкой, мастихином или карандашом, как рука подающего волейболиста. Эти движения тренируются и с опытом ты перестаешь их контролировать, перестаешь задумываться как ты положишь очередной штрих, как тебе надавить на карандаш, сколько взять краски и какие краски смешать..

— Элеонора, что вы посоветуете тем, кто, как и когда-то вы, хотел бы научиться рисовать? Может быть, тоже писать картины маслом, или напротив освоить графику…

— Если вы хотите научиться рисованию или живописи за короткий промежуток времени, трудитесь ежедневно, и в то же время, не перегружайте себя. Дозируйте количество времени и переключайтесь на другой вид деятельности. И смотрите. Смотрите постоянно репродукции, картины в галереях, передачи про художников и видео-уроки — все, что сможете встретить на своем пути в искусство. Важно впитывать эту информацию, рассматривать линии, штрихи, мазки художников, чтобы запоминать их и постепенно вырабатывать свой путь в искусстве.

— А если не получается самостоятельно освоить даже азы?

— Ну, тогда все же придется пойти на курсы живописи для начинающих (улыбается). Их ведут многие художники, и я тоже, так что выбирайте того, кто вам ближе и по стилю работ, и по стилю общения. Ищите своего Мастера, который сможет помочь освоиться в мире живописи. На мой взгляд, справиться с этим может каждый, главное правильно выбрать того, кто поведет вас на первых порах.