О работе детской музыкальной школы №2 рассказала директор учреждения Галина Боровская
Балашихинская Детская духовая музыкальная школа № 2 — единственная в Подмосковье. В 2017 году учреждение вошло в десятку лучших детских школ искусств Московской области. Здесь нашла свое развитие система коллективного музицирования, дети вместе с преподавателями играют в брасс-квинтете, ансамбле духовых инструментов, духовом оркестре. О долгом пути ДДМШ № 2 «Большой Балашихе» рассказала директор Галина Боровская. — Галина Васильевна, в конце декабря 2020 года ваша школа вошла в ассоциацию «Духовое общество имени Валерия Халилова». Что это вам даёт? — В ассоциацию духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах мы хотели войти полтора года, и вот в конце 2020 года нам выдали сертификат о том, что мы теперь члены российской ассоциации «Духовое общество имени Валерия Халилова». Полезно двигаться дальше, участвовать в международных конкурсах, в сводных оркестрах, принимать у себя коллективы из других уголков страны и представлять своё творчество на музыкальных площадках. Для наших ребят важно играть в оркестре — духовом, джазовом, симфоническом или эстрадном, и ассоциация — это площадка, на которой молодому поколению передаётся накопленный артистический и музыкально-педагогический опыт более опытными музыкантами. — Как долго вы связаны с Детской духовой музыкальной школой № 2? — Я пришла сюда работать в 2006 году. Преподавала по специальности домра и гитара. Эти щипковые инструменты входят в класс народных инструментов и являются одними из самых популярных. — В школе было не только духовое направление? — Да, здесь были и народные инструменты, также учили детей по классу фортепьяно, скрипки, был здесь и вокальный отдел, где преподавалось сольное пение. Из духовых инструментов вначале были представлены труба, кларнет, саксофон, флейта, потом появились валторна, гобой, туба, класс ударных и духовых инструментов. — Педагогу-струннику духовые инструменты были знакомы? — Скажу честно, что в них на тот момент я разбиралась плохо. Отличить саксофон от кларнета могла, но ведь у саксофона есть несколько видов. Например, тубу или басгорн, как ещё называют этот инструмент, 8-10-летнему ребёнку сразу дать нельзя, он для него большой, поэтому вначале обучение идёт на альте, теноре или баритоне… Эти инструменты разные по диапазону и по размеру. Я ставила их на крышку рояля и сначала научилась различать визуально, потом — по звуку. Духовое направление в музыке для меня вначале было чем-то новым. Тогда мне здорово помогали преподавали школы, управление культуры города. — Занятия на духовых инструментах развивают технику дыхания. Ваши дети меньше болеют? — Это так. Для детей, страдающих болезнями дыхательных органов или часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, занятия на духовых инструментах особенно полезны. В школе совместно с врачом-пульмонологом Мариной Криваносовой была разработана целевая здоровьесберегающая программа «Дышим вместе, дышим правильно», она была достойно представлена не только на городском, но и на областном уровне. Духовые инструменты становятся всё более популярными. — С 1992 года школой руководил Александр Тепляшин, именно он выступил инициатором присвоения ей статуса духовой… — Школой всегда руководили преданные духовому музыкальному искусству люди. Александр Михайлович Тепляшин по образованию был баянистом, он очень любил духовые музыкальные инструменты. В течение года в школе был создан духовой оркестр, его стали приглашать на городские мероприятия. В 1994 году оркестр стал лауреатом областного конкурса «Салют, Победа!», а в 2002 году он принял участие в международном фестивале «Черешневый лес» в Москве, стал обладателем специального приза II фестиваля учащихся музыкальных школ «Музыкальное искусство татарского народа — Подмосковью». В 2003 году духовой оркестр из Балашихи удостоен звания лауреата международного фестиваля «Красота спасёт мир», в 2004 году на V областном конкурсе ансамблевого музицирования коллектив занял третье место. — В вашей школе также был создан первый эстрадно-джазовый ансамбль «Диксиленд». Это был детский коллектив или в него входили и преподаватели? — Вначале это был детский коллектив, потом «Диксиленда» стало два, второй эстрадно-джазовый ансамбль состоял из преподавателей. Организатором этих коллективов, а потом и директором школы стал Алексей Николаевич Гирин. — Кто руководит духовым оркестром сейчас? — Расширение репертуара и творческий потенциал коллектива заметно вырос при Владимире Борисовиче Исаеве. Он возглавляет оркестр с 2014 года. Буквально через год коллектив стал лауреатом I степени областного конкурса оркестрового музицирования в Электростали, в 2015 и 2017 годах духовой оркестр «Виват!» — так он стал называться — лауреат I степени международного фестиваля-конкурса «Кубок Московии» в Истре. Сам Владимир Исаев является лауреатом губернаторской премии в номинации «Творческий прорыв». В 2015 году наш коллектив впервые участвует в проекте «Спасская башня детям», годом позже оркестр получает приз зрительских симпатий, а в 2019 году занимает третье место. — Удаётся развивать новые направления музыки? — Сейчас в репертуар оркестра включены не только классические произведения, но и марши, триумфальная или джазовая музыка. Оркестр выступает с солистами-вокалистами ДМШ № 1 имени Георгия Свиридова, хореографическими коллективами КДЦ «Подмосковные вечера», участвует в творческих встречах и слётах духовых оркестров Подмосковья. В оркестре 40 человек, это и дети от 10 до 17 лет, и преподаватели — играют все. Есть в школе и младший оркестр, там дети 2-3 класса музыкальной школы. Преподаватели музыкальной школы — люди творческие, они сами выбирают удобный для них график, и мы формируем расписание. — Инструменты покупают родители или что-то может предоставить и школа? — Некоторые ударные и духовые инструменты были в школе давно — альт, баритон, ксилофон. Родители, конечно же, покупают своему ребёнку индивидуальные инструменты. Профессиональные инструменты работают качественно и долго, но они дорогие. Летом 2020 года на нас свалился инструментальный дождь — нам в рамках регионального национального проекта «Культура» привезли новые профессиональные духовые инструменты, флейты, саксофоны, кларнеты, гобой, фагот, валторну, тубу, а также ударную установку — малый и большой барабан и тарелки. Дети, которые собираются заниматься музыкой профессионально, будут иметь возможность играть на профессиональных музыкальных инструментах. — Давно ли у вас был ремонт? — Косметический ремонт делаем каждый год. В 2011 году нам выдели 1,6 миллиона рублей, и мы сделали ремонт в одной части цокольного этажа. Так появился дополнительный оборудованный класс для духового оркестра. — По какому направлению, кроме духового, идёт обучение в музыкальной школе? — Мы всегда набираем достаточное количество учеников, есть даже конкурс. Отдел духовых и ударных инструментов у нас самый большой. В 2021 году многие дети выбрали тромбон, в прошлом году — флейту. Кроме того, в школе есть отдел народных инструментов — домра, балалайка, гитара, баян, аккордеон, из струнных смычковых — скрипка, из клавишных — фортепьяно. Есть у нас и отдел хорового пения, а из занятий немузыкального направления — живопись. — На живопись ходят ваши же воспитанники? — Дети наши разносторонние, и им часто хочется проявить себя в других направлениях искусства. Сейчас стали востребованы групповые занятия для общего развития. Их мы можем проводить на коммерческой основе. Так появились уроки по живописи. В этом году их посещают 11 детей, а в прошлом было 25. Среди них есть и те, кто занимается в школе музыкой, и те, кто ходит только на живопись. — Кем из своих учеников и выпускников гордитесь? — Нашими стипендиатами и победителями конкурсов. Одни из них учатся сейчас, другие продолжают учёбу дальше уже за пределами родной музыкальной школы. В их числе — саксофонисты Михаил Мордирос, Алина Егорова, вокалисты Полина Сизова, Михаил Пирогов, Варвара Арефьева, Анна Рубанова — кларнет, Виталина Жан-Гун-Чин — флейта, Илья Рыбкин — валторна, Александр Кулябко — труба. Радует, когда наши выпускники, возвращаются в родную школу уже в качестве преподавателей. Это наши педагоги по классу флейты Наталья Лукичёва и Эльмира Ибрагимова. Вернулся в родную школу Игорь Ященко, он учит детей игре на балалайке. В ДШИ № 1 преподаёт наша выпускница Ксения Гирина. — О ком из ваших педагогов вы хотели бы рассказать? — В отделе народных инструментов у нас преподаёт заслуженный артист России Иван Фёдорович Пальчук, он играет в Государственном академическом русском народном ансамбле «Россия» имени Людмилы Зыкиной с 1980 года. Много лет работают в нашей музыкальной школе Николай Владимирович Вальков, Артур Александрович Агейчик, Сергей Владимирович Лавренюк, Владимир Леонидович Мельников, Владимир Михайлович Априамов, Василий Владимирович Ильницкий, Сабир Кямалович Шукюров… — В 2019 году был организован проект — городской абонемент «Оркестр наш духовой». Это выездные выступления? — Да, считаю, что мы вышли на новый уровень. В школе у нас нет концертного зала, зрителей пригласить к себе мы не можем и ищем разнообразные площадки. Придумали выездные концерты в рамках городского абонемента «Оркестр наш духовой». Первое выступление состоялось в Балашихинском индустриально-технологическом техникуме, где мы выступали для их студентов. Второй концерт был в историко-деловом центре Балашихинского литейно-механического завода, его мы назвали «Рабочий полдень». В декабре 2019 года мы выступали в военной академии РВСН имени Петра Великого. Заключительный концерт проходил в КДЦ «Подмосковные вечера». Для детей это были важные выступления на настоящей сцене. Обязательно будем продолжать такие выездные мероприятия, которые очень понравились нашим зрителям. Валентина Чубенко