"Наш отец": "Свинцовые семидесятые" глазами маленького итальянца
Sobesednik.ru – о мафии, травматическом опыте и детской памяти в новой ленте итальянского режиссера Клаудио Ноче. 1976 год, Италия. 10-летний Валерио Ле Розе (Маттиа Гарачи), не зная нужды, живет в состоятельной семье в Риме. Однако в один момент его беззаботному детству приходит конец. Обычным солнечным днем Валерио слышит выстрелы, выглядывает на улицу и видит, как неизвестные стреляют в его отца. Ле Розе старший (Пьерфранческо Фавино) смог избежать смерти, после успешно перенесенной операции вернулся к семье и отныне тщательнее следит за безопасностью и старается помочь жене пережить шок, не подозревая, что его сын тоже стал свидетелем стрельбы. До поры Валерио остается один на один со своей травмой, однако вскоре мальчик встречает загадочного парня по имени Кристиан (Франческо Геги). Сперва юноша кажется фантомом (одно время он попадается на глаза и разговаривает исключительно с Валерио), но после знакомства с семьей своего нового друга он обретает очень даже материалистичную форму. С этого момента помимо наблюдения за тем, как семейство Ле Розе справляется с последствиями произошедшего с ним события, зрителю предлагается окунуться в интригу (крайне предсказуемую) относительно того, кем окажется Кристиан. Год, в который разворачиваются действия в «Нашем отце» Клаудио Ноче, приходится на пик так называемых «Свинцовых семидесятых». Термин, ярко характеризующий кровавое десятилетие Италии, возник после выхода «Свинцовых времен» Маргареты фон Тротта, получивших в Венеции «Золотого льва». В ленте остро поднимается тема царившего в ФРГ ультраправого и ультралевого терроризма, который, однако, уступал итальянским масштабам. В Италии ультралевые выступали под радикальными коммунистическими лозунгами, а неофашисты пытались сломать либерально-демократическую систему и активно прибегали к кровавым способам, расправляясь со своими оппонентами. Так, начиная с 1968 года, последующее десятилетие в стране один за другим происходили теракты, политические убийства и студенческие волнения. Конечно, в данной ситуации режиссеры не могли молчать, в результате чего мрачный период в истории Италии нашел отражение в кинематографе. Ярким представителем политического кино стал Франческо Рози, чьи радикальные реалистичные ленты о коррупции и мафиози поспособствовали становлению и развитию нового направления. Одной из лучших работ Рози в этом направлении стало «Дело Маттеи», после выхода которого исчез помогавший Рози в работе журналист Мауро де Мауро и были убиты следователи, занимавшиеся делом о пропаже. Также данную проблему в своих картинах поднимали Этторе Скола, Дамиано Дамиани, Бернардо Бертолуччи, Элио Петри и Марко Беллоккьо, всего два года назад вновь разбередивший старые раны, сняв «Предателя» о Томмазо Бушетте – сицилийском мафиози, проходившем информатором в программе защиты свидетелей в 1980-х. Возвращается к болезненной для Италии теме и Клаудио Ноче, чья семья пострадала от действий революционеров-экстремистов – на его отца-полицейского тоже совершалось покушение. Однако если вышеперечисленные авторы выбирали путь бескомпромиссности и радикализма, то Ноче минует сосредоточение на жестокой среде левых и правых сил. Для него оказывается куда важнее погружение в до сих пор будоражащие воспоминания и анализ того, как пережитое событие отразилось на его жизни и мироощущении. Форма и структура «Нашего отца» действительно создают чувство, будто режиссер усиленно пытается докопаться до событий из своего прошлого, заново пережить травматичный опыт, проанализировать его и достичь исцеляющего катарсиса. Сквозь призму камеры оператора Микеле Д’Аттаназио, снявшего сериал «Гоморра» (в нем рассказывается о жизни знаменитого мафиозного клана), мы проникаем не то в укромные уголки жизни семейства Ле Розе, не то в подсознание самого автора. Во многом последнему способствует выбранная Ноче перспектива в виде взгляда на происходящее глазами Валерио, смутные осколки воспоминаний о трагедии которого кажутся буквально вырванными из памяти режиссера. Теплые тона фильма, его неспешный темп и меланхоличные композиции Маттиа Каррателло только укрепляют это ощущение – будто и впрямь погружаешься в ностальгический неспешный сон. Получивший в Венеции «Премию Sorriso Diverso» «Наш отец» – кино очень красивое, очень плавное и очень личное. Его автор не концентрирует внимание на линиях и формах, характерных для триллеров о мафиози или иных острых социально-политических картин. Если вы рассчитывали увидеть нечто подобное, то вас ждет разочарование – Ноче и не думал заворачивать в это русло. То есть повестка режиссера, безусловно, интересует, но он сплетает свою ленту из крайне личных чувств и ощущений, пытаясь углубиться в подсознательное, докопавшись до которого, возможно, станет немного легче.