На сервисе Start выходит байопик про Алексея Кудрина
Светская премьера «Крепости» прошла на прошлой неделе в кинотеатре «Художественный». А с 24 февраля ленту можно будет посмотреть на сервисе Start. Фильм спродюсировал интеллектуальный клуб «418» — его второй соучредительницей является Ирина Кудрина. А режиссером выступил победитель «Тэфи» Алексей Казаков.
Трехсерийная лента рассказывает об истории кризисов 98-го и 2008 годов. 40-минутные эпизоды на премьере показывали без антракта. Вокруг воспоминаний Алексея Кудрина выстроены интервью главных героев тех лет. «Все-таки кризисы случаются и к ним лучше готовиться. Тогда мы смогли с ним справиться, но когда мы не готовы — цена кратно выше», — говорит главный герой.
Герман Греф в фильме рассказывает, как коллеги опасались покушения на него в 1997 году после убийства вице-губернатора Петербурга Михаила Маневича. Анатолий Чубайс поясняет роль Кудрина при получении кредита МВФ на 24 млрд долларов в рекордно короткий срок. Михаил Мишустин выражает мнение, что введение в начале нулевых плоской шкалы подоходного налога со ставкой в 13% было революционным и непростым решением, в эффективность которого многие не верили. Дмитрий Медведев отмечает, что расходы на поддержание курса рубля в кризис 2008–2009 годов позволили не допустить драматического сценария.
Вот что Business FM рассказал Антон Желнов, который отвечал в этом фильме за интервью с героями:
— Фильм сделан по книге Евгении Письменной «Система Кудрина». Видимо, в этом смысле была попытка обыграть слово «система», остановились на том, что это будет крепость. В 2008 году это, действительно, и было похоже на экономическую крепость — не путать с термином, который применяют в МВД сегодня. Та спецоперация, которая рассказывается в фильме, она экономическая, а не силовая. Почему Кудрин? Тут понятно. Именно он — человек, который, казалось бы, известен всем, но, при этом один из самых непроявленных, я бы так сказал, политиков нашей страны. Вот эту его «непроявленность» хотелось как-то развеять и вообще понять, что это за матрица такая, которую он, во многом, создавал. Просто хотелось именно какой-то объемный портрет того времени создать.
— На ваш взгляд, кому может быть интересна эта картина?
— Я думаю, что всем, кто так или иначе увлекается политикой, для кого прошлое и попытка в нем разобраться очень значимы.
Работа в администрации Петербурга, затем в администрации президента, потом заместителем министра и министром финансов — в итоге в фильме получается объемный портрет одного из основных героев того времени наряду с Собчаком, Чубайсом, Грефом. Но если о первом мэре Санкт-Петербурга сняли фильм режиссер Вера Кричевская и дочь Ксения Собчак, то вот про Грефа или Чубайса документалок нет. Кудрин, безусловно, масштабная фигура, но многосерийный документальный фильм вполне может быть связан с необходимостью усилить его публичные позиции, считает политолог Евгений Минченко:
Евгений Минченко политтехнолог, президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», директор Международного института политической экспертизы «Кудринский миф есть, он существует, но это, скорее, достояние достаточно узкого круга элиты. Я так понимаю, что все-таки ставятся какие-то, если не электоральные, то, как минимум, задачи, связанные с формированием общественного мнения. Я не очень понимаю, какие цели ставятся, в целом я думаю, что это дополнительное укрепление Кудрина, который, на мой взгляд, является самым влиятельным главой Счетной палаты за все время существования этой структуры. Возможно, у Кудрина появится еще какая-то роль, помимо той, которую он сейчас играет. В случайность этой истории верится с большим трудом».
Создатели «Крепости» говорят, что вдохновлялись, в частности, книгами Михаила Зыгаря, в том числе его последней работой «Все свободны. История о том, как в 1996 году в России закончились выборы».