Взрыв на Чернобыльской АЭС готовят к массовому показу
В фильме Данилы Козловского оживут страшные события.
К 35-летию аварии на Чернобыльской АЭС в России снимают сразу две кинокартины про те события. Точнее, сериал-боевик с участием Игоря Петренко и драматический кинофильм с Данилой Козловским.
Данила не любит легкой работы — ни как актер, ни как режиссер. Всегда берет ношу, которая кажется неподъемной — и в результате возникают роли, за которые Данила получает престижные награды, и фильмы, которые оставляют заметный след и в культурной истории страны, и в сердцах зрителей. Вот и на этот раз он взялся за тему, которая далеко не каждому и более именитому режиссеру по плечу: фильм «Чернобыль» — о страшной катастрофе на АЭС, случившейся 35 лет назад. Кстати, в момент катастрофы самому Даниле Козловскому не было еще и года.
Подготовка к этому проекту заняла несколько лет, длительными и непростыми были и съемки. Но о работе над масштабным проектом было немного информации — создатели картины не хотели раньше времени посвящать в свои дела. И только теперь, когда кинолента выходит на финишную прямую, нам удалось узнать подробности работы над этим уникальным фильмом, с какими сложностями пришлось столкнуться продюсерам и актерам, а также насколько по сюжету он приближен к тем самым трагическим событиям, произошедшим в апреле 1986 года в Припяти.
Продюсерами «Чернобыля» стали Александр Роднянский, Сергей Мелькумов, Данила Козловский, Вадим Верещагин и Рафаел Минасбекян. В главных ролях — Данила Козловский, Оксана Акиньшина, Филипп Авдеев, Равшана Куркова, Николай Козак, Игорь Черневич.
Катастрофа глобального масштаба
Это первый масштабный российский фильм, рассказывающий о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и людях, которым ценой своей жизни удалось предотвратить глобальную катастрофу и превращение большей части европейского континента в гигантскую зону отчуждения и необитаемую пустыню.
Напомним, что авария на Чернобыльской атомной электростанции произошла 26 апреля 1986 года. Взрыв, прогремевший на 4-м энергоблоке, полностью разрушил ядерный реактор, после чего из расположенной вокруг станции 30-километровой «зоны отчуждения» было срочно эвакуировано более 100 тысяч человек. Эта территория до сих пор считается непригодной для проживания. Причиной взрыва стало сочетание нескольких факторов, связанных с обеспечением безопасности работы станции. Авария на Чернобыльской АЭС до сих пор считается крупнейшей в истории атомной энергетики.
В ликвидации аварии приняло участие свыше 600 тысяч человек. Точное количество непосредственных жертв подсчитать невозможно: оно варьируется от 50 официально зафиксированных погибших в первые дни и месяцы — до нескольких тысяч, скоропостижно умерших в течение нескольких лет от последствий облучения, полученного в ходе ликвидации катастрофы.
Глазами очевидцев
Продюсер фильма «Чернобыль» Александр Роднянский видел последствия взрыва и эвакуацию своими глазами, так как работал в то время в Припяти и снимал происходящее на камеру.
— Я лично видел и помню, как эвакуировали жителей Припяти и как туда съезжались вызванные из резерва бывшие бойцы Советской армии, — вспоминает Александр Роднянский. — Естественно, что когда ты сам переживаешь такое и сам снимаешь документальное кино, то увиденное навсегда остается одним из главных воспоминаний в твоей жизни. С тех пор я много раз возвращался к идее сделать большую художественную картину об этих событиях…
О событиях на Чернобыльской АЭС есть огромное количество воспоминаний и свидетельств – тысячи статей, книг, архивных кадров. Чтобы как-то упорядочить такой объем информации, авторы фильма создали специальный онлайн-ресурс, куда складывали документы, способные вдохновить команду проекта: фотографии, документальные и художественные фильмы, книги, воспоминания.
Создатели картины лично общались с ликвидаторами и очевидцами аварии, в том числе пожарными, врачами, инженерами.
— Есть душераздирающее интервью врача клинической больницы №6 в Москве, которая вспоминает, как к ним привезли первых пожарных, особенно сильно пострадавших во время тушения взорвавшегося энергоблока, — говорит режиссер Данила Козловский. — Она рассказывала, что приехали веселые молодые ребята, которые все время шутили — «но мы-то понимали, что они скоро умрут…»
Создатели картины обращались за консультациями к множеству самых разных специалистов, включая обслуживающий персонал атомных станций, а также сами посещали действующие АЭС, чтобы своими глазами увидеть функционал различных подразделений станции, узнать, кто именно там работает и за что отвечает.
Судьбы героев
Сценарий «Чернобыля» разрабатывался несколько лет под началом сценариста Алексея Казакова. Для авторов проекта было важно вывести на первый план эмоциональную и психологическую составляющие этой истории, чтобы зритель смог погрузиться в увиденное и прожить этот опыт вместе с героями. Все, что связано с фактической частью случившегося, было перенесено на экран с документальной точностью. Однако не стоит искать за судьбами героев истории реальных свидетелей и участников аварии: создатели проекта решили не фокусировать внимание на биографиях конкретных людей, но, объединив несколько сотен реальных человеческих историй, создать на их основе драматические линии трех центральных персонажей: пожарного Алексея (его играет Данила Козловский), военного водолаза Бориса (эта роль досталась Филиппу Авдееву) и инженера Алексея (эту роль исполняет Николай Козак). Именно их группе предстоит смертельно опасная миссия: спуститься в самое пекло и предотвратить, возможно, самый страшный исход катастрофы.
— Конечно, масштаб случившегося очень важен, но мы в первую очередь стремились показать, что при этом происходит с людьми, с их чувствами: как меняет их эта история, какие вопросы и выборы ставит перед ними — и какие решения они принимают, как расстаются с любимыми и как вновь обретают любовь, но понимают, что уже никогда не смогут быть вместе, — поясняет нам Данила Козловский. — Это кино о людях, вынужденных стать героями поневоле, вопреки всему. И не потому, что в них от природы заложены самоотречение и героизм, а потому, что они просто не могут сделать другой выбор — не могут бросить все и не пойти туда, не начать тушить, спасать, вытаскивать...
Укрощение огня
Съемки фильма проходили на АЭС в Курчатове (Курская область), в студийных павильонах в Москве, на территории знаменитой венгерской киностудии «Origo Studios» в Будапеште, а также в Хорватии.
Отражен в фильме важный момент. Взрыв, разрушивший реактор на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС, спровоцировал гигантский пожар высочайшего уровня сложности, поэтому первыми, кто прибыл на место происшествия, были пожарные, которые не дали огню перекинуться на соседний блок. Сцена пожара и борьбы с ним — одна из самых масштабных и сложных в фильме «Чернобыль». Ее снимали с участием настоящих пожарных и с использованием реального оборудования из арсенала огнеборцев. А сам пожар имитировали при помощи примерно 400 огненных установок.
Благодаря дисциплине и слаженности всей группы сцена была снята без каких-либо происшествий.
Опять вернемся к сюжету. Пожар удалось локализовать, однако под все еще тлеющим реактором, который, продолжая плавиться, уничтожал бетонную плиту под собой, скопилось огромное количество воды. При соприкосновении с ней раскаленной массы ядерного реактора неминуемо произошел бы новый, еще более мощный взрыв, который поднял бы в воздух колоссальные объемы радиоактивного пара. Под угрозой заражения оказалась вся западная часть России и вся Европа.
Из-за разрушений на станции откачать воду дистанционно было невозможно — необходимо было задействовать водолазов. Температура воды под реактором к тому времени составляла +56°C и продолжала увеличиваться. Тем, кто отважился бы в нее погрузиться, неминуемо грозили страшные дозы облучения, не говоря уже о риске взрыва, который мог прогреметь в любую минуту, похоронив смельчаков под завалами. Тем не менее трое водолазов-добровольцев рискнули бросить вызов стихии…
На грани жизни и смерти
Работа над подводными сценами, которые занимают около 15 минут действия фильма, началась с серьезной подготовки. Для начала все участники съемок, включая и оператора-постановщика, прошли теоретический и практический курс подводного плавания, который длился несколько месяцев, и получили соответствующие сертификаты.
Благодаря такой подготовке создатели картины смогли полностью отказаться от дублеров. Во всех подводных эпизодах, которые зритель увидит на экране, снимались сами актеры — Данила Козловский, Филипп Авдеев и Николай Козак. Работа над этими сценами велась в Венгрии. Несмотря на подготовку актеров на съемочной площадке все равно присутствовали дублеры и спасатели.
— У нас были ботинки со свинцом, которые помогали нам опускаться на дно, на глубину примерно пять метров, — рассказывает о съемках Филипп Авдеев. — Там тебя прибивает к полу, ты должен найти и взять под водой катушку, параллельно взять фонарь, увидеть, куда идти, и медленно отправиться в нужную сторону. В тот момент мы еще были без кислородных баллонов и должны были передвигаться, задерживая дыхание под водой. На пути стояли спасатели, которые давали нам кислород, но в какой-то момент я не успел взять воздух и начал опускаться вниз, понимая, что меня тащит на дно свинец. В маску стала затекать вода. У меня началась паническая атака. Но я вспомнил, как нас учили, что маску надо приподнять — и выдохнуть, чтобы вода ушла из нее. Я попытался сделать это в резиновых перчатках, но в итоге только набрал еще больше воды и совершенно перестал что-либо видеть. В самый последний момент спасатель увидел мое лицо и засунул в рот клапан с кислородом…
Цена ошибок и героизма
Как и в любой серьезной и масштабной исторической картине, много усилий съемочной группы было направлено на то, чтобы в точности воссоздать атмосферу эпохи. Разработка проекта с художниками началась за полтора года до съемок, а непосредственная подготовка к съемкам и подбор костюмов и реквизита — за полгода. Художникам удалось собрать тысячи единиц подлинных исторических артефактов: часов, очков, ручек, сигарет, бутылок, пепельниц, чертежей, фотографий, печатных машинок, телевизоров, видеомагнитофонов и дозиметров разных размеров. Приметы эпохи можно увидеть в фильме везде — от кухни до штаба ликвидаторов.
— Художники проводили для меня кастинги реквизита: приходили к нам в офис и выкладывали на полиэтилене, как на барахолке 90-х, различные предметы, и я мог, к примеру, выбрать подлинные очки того времени, которые мне нравились, — вспоминает Козловский. — Так же было и с транспортом. Мы поехали в поле, куда они пригнали «скорые», пожарные, «Икарусы», «ЛиАЗы», «Волги», «Жигули» разных цветов, и сказали: «Выбирай!» Все это они каким-то образом доставали из музеев и частных коллекций. У нас есть сцена совещания в штабе ликвидаторов, где герои узнают о том, что произошло. Она длится не более пяти минут, но в ней было задействовано порядка 1000 единиц реквизита! А когда мы приехали в павильон декорации «Больница», то вся съемочная группа была в шоке: настолько аутентичным все было и соответствовало историческому пространству! Каждая деталь была воссоздана очень точно. Это действительно была настоящая больница с плиткой, с мраморным полом, с дверьми того времени. Где они это все нашли, я совершенно не представляю!
Над костюмами для фильма работала художник Варвара Авдюшко. Именно она настояла на том, чтобы все костюмы в кадре были аутентичными — включая различные комплекты формы ликвидаторов, маски и даже нательное белье. Все это было приобретено на винтажных сайтах и барахолках. В оригинальных костюмах 80-х снимались даже актеры массовых сцен, число которых в некоторых эпизодах доходило до 500 человек. И яркая рубашка, которую в кадре носит герой Данилы Козловского, — ровесница актера.
— Над фильмом трудилось больше 300 человек съемочной группы, различные цеха и команды, и совершенно невозможно сосчитать то число объектов, павильонов, декораций, костюмов, реквизита, которые мы задействовали, — говорит нам режиссер. — Но это кино интересно и важно посмотреть не только из-за того, как уникально мы сняли подводные сцены или, допустим, эпизоды пожара или эвакуации. Самое главное, что это кино — о людях, о цене их ошибок и их героизма. И я могу сказать абсолютно точно и искренне, что каждый член съемочной группы вложил в эту картину очень немаленький кусочек сердца и души…
Яна Невская, фото пресс-службы фильма
(ИА «Столица»)