Войти в почту

«Самая зрелая работа Ренаты Литвиновой как режиссера»: что говорят критики о «Северном ветре»?

«Самая зрелая работа Ренаты Литвиновой как режиссера»: что говорят критики о «Северном ветре»?

«Самая зрелая работа Ренаты Литвиновой как режиссера»: что говорят критики о «Северном ветре»?
© Peopletalk

Февраль начался в кино: на экраны вышла драма Ренаты Литвиновой «Северный ветер» с самой Ренатой и ее дочерью Ульяной Добровской, Софьей Эрнст, Светланой Ходченковой и Антоном Шагиным в главных ролях. Как ее оценили критики? Рассказываем!

Егор Беликов «Искусство кино», «Кинорепортер», Time Out, «Афиша», Forbes, Empire

Для меня «Северный ветер» – как глоток свежего, пусть и морозного, до боли в горле, воздуха, неожиданный для спертой атмосферы, царящей в российском кино. Литвинова столь смело разбрасывается сумасбродными художественными находками, что остальным остается лишь ей позавидовать: из каждых двух минут ее манерной, макабрической, иронической картины у другого режиссера получился бы целый полный метр. Конечно, нашлись и недовольные: непотизмом ли (слишком уж много богемных друзей поучаствовали в съемках, но все, надо сказать, талантливые, даже Софья Эрнст впервые на своем месте – она никому не нравится, и ее героиня в фильме никому не нравится, гармония), сложностью сюжета. Но их мне не понять: «Северный ветер» наконец-то объяснил мне, где уже давно живу я и вся моя страна – на станции Тринадцатая, в ожидании дополнительного часа жизни, в который мы все наконец исправим досадные оплошности.

Вера Алёнушкина Time Out, «Новости кино», «Киноафиша»

«Северный ветер» – самая зрелая работа Ренаты Литвиновой как режиссера. Она снова рифмует Любовь и Смерть, но если раньше Смерть в ее фильмах подавалась как высшее благо и единственный путь к познанию, то сейчас акценты серьезно сместились. Сейчас высшим благом стала Любовь (которая, кстати, больше не является для Литвиновой чем-то неопределенным и вязким), и именно недостижимость этой Любви приводит к тому, что Северные поля начинают гнить, а родовое поместье рушится и становится добычей для сорняков.

Катя Загвоздкина «Кинорепортер»

«Северный ветер» Ренаты Литвиновой – волшебная сказка, в основе которой одноименная театральная постановка (что хорошо заметно). В пышно обставленной гостиной раз за разом празднуют Новый год члены клана Северных полей – за столом собираются одни и те же гости, но мир вокруг них и сами они меняются. Этот мир со странным течением времени (семейная легенда гласит, что у членов клана есть запасной 25-й час) – оно линейное, но очень субъективное, что-то подобное было в романе «100 лет одиночества» Маркеса. Критики усмотрели связь «Северного ветра» и с Чеховым (мол, упадок клана – вишневый сад, который мы потеряли), и с Сорокиным (а именно его «Теллурией»), и аллюзии на жизнь в современной России. Мне так не кажется. На мой взгляд, это кино о семейной драме, которая может менять время (по крайней мере его субъективное течение) и способна погубить целый мир (или опять же чей-то личный мир). И Литвинова очень деликатно, без надрыва показывает эту драму – в этом кино все очень красиво: и женщины, и одежда, и слова, и отношения.

Анна Стрельчук SRLSY, InterMedia, «Искусство кино»

Новый фильм Ренаты Литвиновой – один из лучших способов снимать в современной России и о современной России. Очень часто (и «Северный ветер» – не исключение) сказки и мифы, порождаемые ли политическим бессознательным или отдельными людьми, оборачиваются самым справедливым высказыванием о реальности. Особенно явно это обнажается в экзистенциальные периоды, подобные нашему, где гниющие Северные поля с превращающимся в утекающую нефть деньгами недвусмысленно отсылают к съеденной крысами в каретах стране, а изолированное от всего мира матриархальное государство, застрявшее в вечном и нескончаемом новогоднем застолье, перекликается не только с состоянием пандемии, но и со всем постсоветским пространством одновременно – навсегда замороженном традициями, но в ожидании чуда и перемен. Рената Литвинова как автор кино – удачное эклектическое смешение, где любовь к антиквариату как будто от Параджанова, к разложению – от Германа, к повторам – от Муратовой, к единству образа и жизнетворчеств – от Чаплина, к празднику и торжественному декаденству – от Феллини. И все это одновременно ни на кого не похоже.