Лукашин, Карандышев, Новосельцев: каким мы запомним Андрея Мягкова

Андрей Мягков родился в 1938 году в Ленинграде. Семья была очень скромной, интеллигентной: отец — кандидат технических наук, педагог, мать — инженер-механик. Родители мечтали, чтобы сын пошел по их стопам, и настояли на его поступлении в Ленинградский химико-технологический институт.

Лукашин, Карандышев, Новосельцев: каким мы запомним Андрея Мягкова
© Mos.ru

После его окончания Мягков устроился на работу в Институт пластических масс. Коллектив оказался творческим, часто устраивал любительские постановки. В одном из спектаклей — «Лесная песня» — попробовал свои силы и Мягков. На его счастье, как раз в этот день туда заглянул педагог Школы-студии МХАТ, который оценил талант молодого человека и предложил ему сдать экзамены.

Начало пути

Будущий актер прошел все вступительные испытания легко и просто. Пластические массы были успешно забыты, впереди были пластические этюды. Учеба давалась ему легко. После выпуска, вместе с женой Анастасией Вознесенской, Мягков был принят в труппу театра «Современник».

Андрей Васильевич играл в таких спектаклях, как «Голый король» по пьесе Евгения Шварца, «Белоснежка и семь гномов» Льва Устинова, «Декабристы» Леонида Зорина, «На дне» Максима Горького и других. Он сыграл и в громкой постановке «Балалайкин и Ко», ради которой художественный руководитель ленинградского Большого драматического театра имени Горького Георгий Товстоногов приехал в Москву. Мягков играл Полкана Редедю, странствующего полководца преклонных лет, и эта роль помогла ему продемонстрировать блестящий комический талант.

На одном из спектаклей оказался режиссер Элем Климов, который как раз готовился снимать фильм «Похождения зубного врача». Увидев игру Андрея Мягкова, он понял, что заглавную роль должен исполнить именно он. С этой работой Андрей Васильевич дебютировал в кино, но нельзя сказать, что он проснулся знаменитым после премьеры. Его герой, дантист Сергей Чесноков, обладает даром лечить и удалять зубы без боли, что находит противоречивые отклики у окружающих. В фильме была усмотрена злая пародия на советскую действительность; пройдя в ограниченном прокате, «Похождения зубного врача» легли на полку.

До большой славы Андрея Мягкова оставалось 10 лет.

Звезда СССР

Эти годы принесли ему роли кинокартинах «Братья Карамазовы» режиссеров Ивана Пырьева, Кирилла Лаврова, Михаила Ульянова, «Старый дом» Бориса Бунеева и Валерия Беляковича, «Надежда» Марка Донского и прочих. Артист был одинаково ярок и убедителен и в роли писателя-революционера Александра Герцена, и Алеши Карамазова, и гроссмейстера Сергея Хлебникова, и Владимира Ленина. Самому Мягкову, поклоннику Федора Достоевского, больше всего понравилось перевоплощение в Карамазова — он говорил, что это его лучшая работа.

В 1977 году Эльдар Рязанов задумал снять фильм, в основе которого — реальный случай: мужчина поехал отмечать Новый год в баню, хорошенько выпил, потом еще раз выпил у других друзей, а затем его пьяного посадили на поезд до Киева. Картину назвали «Ирония судьбы, или С легким паром!». Кастинг продолжался долго, Рязанов отметал одного за другим известных артистов, включая Андрея Миронова — не подходил никто. А затем помощница обратила его внимание на Мягкова. Режиссер немного сомневался, но после проб стало понятно, что лучшего Женю Лукашина им не найти.

«Первое, что приятно поражало в Мягкове, — такт, — писал Эльдар Рязанов в своей книге “Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги”. — Казалось, внутри артиста находится какой-то камертон, позволяющий ему не переступать граней в очень сложных, порой пикантных ситуациях, в которые ежесекундно попадает его герой Женя Лукашин. Играть человека “в несоображении”, оставаясь при этом и натуральным, и смешным, и симпатичным, — задача архисложная. А Мягков делает это изящно, элегантно, легко».

За эту роль артист получил Государственную премию. Журнал «Советский экран» провел опрос, по итогам которого Андрей Мягков был назван лучшим актером СССР.

Следующей громкой ролью стал «Служебный роман», в который Эльдар Рязанов пригласил его уже сам. Мягков оказался отличным партнером для любимицы режиссера Алисы Фрейндлих, вместе они создали блестящий актерский дуэт. Интеллигентный, спокойный Мягков отлично вписался в образ добросовестного статистика Анатолия Новосельцева, ухаживающего за своей строгой начальницей. И снова оглушительный успех: картина получила Государственную премию РСФСР, а исполнителей главных ролей журнал «Советский экран» назвал актерами года.

Примерно в это же время Андрей Мягков переходит в Московский художественный академический театр имени М. Горького. После раскола театра он остался в МХАТе вместе с Олегом Ефремовым. Среди спектаклей, в которых он сыграл на этой сцене, — «Утиная охота», «Чайка», «Дядя Ваня», «Борис Годунов» и другие.

В 1979-м Эльдар Рязанов снова зовет Мягкова в свой фильм — на этот раз в «Гараж». Его партнеры — Лия Ахеджакова, Ия Саввина, Светлана Немоляева, Валентин Гафт, Игорь Костолевский. У Андрея Васильевича была очень сложная задача — сделать так, чтобы его персонаж, немой лаборант Семен Хвостов, ничем не уступал по харизме «голосистым» героям. И ему это удалось.

Рязанов, который был в совершенном восторге от того, как Мягков находит нужную волну для работы, пригласил его в 1984 году в «Жестокий романс» по «Бесприданнице» Островского. Андрей Васильевич в роли хитрого мелкого чиновника Карандышева тоже полюбился поклонникам.

Затем последовали картины «Последняя дорога», «Человек, который брал интервью», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», «Сказ про Федота-стрельца». В последние годы актер мало снимался, и последний нашумевший фильм с ним — «Ирония судьбы. Продолжение», где он вернулся к роли Жени Лукашина, который спустя 30 лет с ностальгией вспоминал свои приключения. Главным действующим лицом стал его сын Костя (Константин Хабенский).

Писатель, режиссер, художник

Кроме актерского ремесла, у Андрея Мягкова были и другие интересы. Он создал трилогию книг-детективов «Сивый мерин», а также писал портреты своих друзей и знакомых: Олега Ефремова, Галины Волчек и других. В 1989 году поставил в МХАТ имени А.П. Чехова спектакль «Спокойной ночи, мама», а в 2002-м — «Ретро».

Ему вручали орден Почета, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, орден Дружбы народов. В 1986 году ему присвоили звание народного артиста РСФСР.

Андрея Мягкова не стало 18 февраля. Он скончался от сердечной недостаточности.