Войти в почту

«Опасно для жизни»: как снимали и за что критиковали фильм Леонида Гайдая?

Спартак Молодцов – главный герой фильма – педант и ответственный гражданин. Поэтому, увидев оборвавшийся провод, который может кому-то навредить, мужчина тут же принимается «спасать» людей. Так начинается комедия Леонида Гайдая, снятая в 1985 году. Главные роди в фильме исполнили Леонид Куравлев, Георгий Вицин, Лариса Удовиченко.

«Опасно для жизни»: как снимали и за что критиковали фильм Леонида Гайдая?
© Мир24

Нужно отметить, что этот фильм зрители, как правило, не относят к классике Гайдая. Когда картина вышла в прокат, она собрала у советских экранов лишь 20,5 миллионов зрителей и заняла 16 место в рейтинге фильмов того года. Критики писали, что «Опасно для жизни» сильно отличается от предыдущих работ Гайдая: мол, фильму не хватает эксцентрики, знаменитых погонь и типичных режиссерских деталей. Тем не менее незамысловатый сюжет фильма и простой юмор полюбился многим. В материале «МИР 24» читайте подборку интересных фактов о фильме «Опасно для жизни» и о том, как проходили его съемки.

Смотрите комедию «Опасно для жизни» в пятницу, 19 февраля, в 17:00 на телеканале «МИР».

Факт № 1

В 1982 году на экраны вышла лента «Спортлото-82», ее тоже снял Гайдай. Много говорили о том, что эта картина была заказной и что именно с этого фильма Гайдай на некоторое время растерял свою режиссерскую хватку. Некоторые поклонники творца объясняют это тем, что комедия стала 13-й по счету в фильмографии режиссера. Тем не менее в свой год «Спортлото» стало лидером проката. Несмотря на критику этой ленты, через три года Гайдай вернулся с новым сценарием фильма, который написал и собирался снимать сам. Это и была лента «Опасно для жизни».

Факт № 2

Режиссер не долго думал, кого звать на роли в свой новый фильм. Все актеры были из «типично гайдаевского набора». В итоге главного персонажа – Спартака Молодцова – сыграл Леонид Куравлев, а алкоголиком-интеллигентов стал Георгий Вицин. Примечательно, что актеру, который никогда не пил в жизни, так мастерски удавались роли именно алкоголиков. В эпизоде появился Сергей Филиппов – для него роль придумали прямо во время съемок. Была там еще одна второстепенная героиня – секретарша, ящик стола которой всегда был наполнен шоколадками – ее сыграла Марина Поляк, жена бывшего министра культуры Михаила Швыдкого.

Факт № 3

Примечательно, что начальство одобрило не всех актеров, поставленных Гайдаем на роли в фильме. Художественной комиссии категорически не нравилась здесь игра Леонида Куравлева. А Татьяну Кравченко, исполнившую роль Тамары, и вовсе называли однообразной и примитивной. Несмотря на противоречия, фильм в итоге приняли и даже дали ему положительную оценку. Комиссия оценила, что фильм содержит гражданскую тему и при этом является в меру смешным.

Факт № 4

Гайдай придумал для фильма забавный сюжет, но, как оказалось, заставить зрителя смеяться – не было его главной целью. Как отмечал сам режиссер, в этом фильме он намеренно отказался от типичных приемов, свойственных его фильмам. Речь идет о броских аттракционах, каламбурах, погонях. Это-то как раз и не смогли принять критики. Однако Гайдай настаивал: картина должна была получиться нравоучительной. Главная мысль заключается в том, что порой только неравнодушие окружающих может спасти от бед.

Факт № 5

Не свойственным Гайдаю здесь оказался и выбор локаций для съемок. Во время подготовки предыдущих фильмов группа моталась по разным местам. Здесь же все натурные съемки прошли всего в двух местам: большая часть сцен была отснята в городе Черновцы, а отдельные эпизоды снимали в Каменц-Подольском. Города эти не были раскиданы по стране – оба находятся на юго-западе Украины. Там фильм снимали примерно два месяца. Затем группа вернулась в Москву, чтобы доснять оставшиеся сцены в павильонах.

Факт № 6

В кинематографе часто бывает такое, что стоящие рядом кадры снимаются в разных локациях. И если в фильме нам показывают, как герой идет по городу, а затем куда-то поворачивает, то на самом деле дорога могла выглядеть совершенно по-другому. Так было и в картине «Опасно для жизни». Гайдай чередовал локации из двух разных городов. Например, кафе «Родничок» находится в Каменц-Подольском, радом с ним возвышается очень узнаваемая местная достопримечательность – гончарная башня XVI века. А вот следующую за этим сцену, где происходит оцепление, снимали уже в Черновцах. Затем герой идет по аллее к музыкально-драматическому театру, который тоже находится в Черновцах. Там же располагался и пруд, и тот самый оголенный провод. В фильме можно увидеть еще несколько узнаваемых мест этого небольшого города – здание областной администрации, оно же «Дом со львами» и ратуша на Центральной площади.

Факт № 7

Сцена, в которой милиционер, проводив Чоколова, возвращается к кафе и оглядывается, снимали уже в Каменце. Получается, что сцены, снятые в этом городе, были совсем незначительными – их можно было бы снять и в Черновцах, не переезжая. Тем не менее у режиссера был на этот счет свой замысел, который не могли разгадать даже его ассистенты. Согласно одной из версий, режиссер просто любил те места и экскурсии по ним. Ведь на самом деле фильм с таким сюжетом можно было снять где угодно. Но режиссер выбрал именно эти места, поскольку они связаны с его молодостью. Он хотел, чтобы группа не сидела на месте, а имела возможность хотя бы немного попутешествовать.

Факт № 8

Поклонники творчества Гайдая знают, что он работал в творческом тандеме с Александром Зацепиным. Композитор написал музыку к абсолютному большинству фильмов режиссера. Однако лента «Опасно для жизни» стала исключением. В ней звучат композиции Максима Дунаевского. Дело в том, что в 1982 году Зацепин уехал во Францию, а вернулся лишь в 1986. Тогда-то он и продолжил писать музыку для Гайдая. Так, в следующем фильме режиссера «На Дерибасовской хорошая погода» вновь звучит уже знакомая мелодика Зацепина.