Биониклы: как экспериментальный проект Lego обрёл популярность в интернете

В конце XX века Lego потерял патент на свой конструктор. То есть с того времени абсолютно любой производитель мог вполне правомерно делать более дешёвые наборы с лего-принципом. Прибыль компании стала падать. Ситуацию ненадолго выровняла серия «Звёздные войны», но она оказалась не совсем выгодной, несмотря на популярность наборов: следовало оплачивать лицензию Lucasfilm, а покупательский бум выпадал только на несколько месяцев после премьеры очередного фильма.

Биониклы: как экспериментальный проект Lego обрёл популярность в интернете
© runews24.ru

Это подтолкнуло руководство Lego к экспериментам, и именно так в 2001 году появились сборные экшн-фигурки Bionicle (от «biological chronicle» — «биологическая хроника»). Новая серия буквально вытащила компанию из ямы разорения, в которую она уже летела, набирая скорость. Затем появились комиксы, одежда и обувь, мультфильмы, разнообразный мерчендайз.

 

 

Вокруг серии Bionicle сформировалось целое сообщество поклонников, выходящих за рамки целевой аудитории. Неудивительно, что такая популярность стала причиной появления мемов о биониклах. Именно за счёт интернет-фольклора серия так и не была окончательно забыта.

Почему же нахлынула вторая волна популярности — причём не только среди поклонников игрушек?

Краткая предыстория такова: в конце января в России прошли протестные акции, в которых многим участникам основательно досталось от полицейских и росгвардейцев. В Twitter после этого омоновцев в шлемах, которых обычно из-за боевой формы ассоциировали с космонавтами, стали сравнивать с биониклами. Дополнительную волну поднял редактор журнала DOXA Армен Арамян: несколько дней он активно постил картинки с биониклами. Мем стал массово распространяться без контекста.

 

 

Кульминацией и поводом для создания полноценного интернет-комьюнити стало появление тематических комнат на платформе Clubhouse. Сперва участники просто шутили, ностальгировали и вспоминали детские игрушки. Народу в комнатах становилось всё больше, и это побудило основателей к созданию собственного манифеста, своей летописи и флага. «Биониклами» стали люди, неравнодушные к политической повестке, а фигурки на аватарках стали своеобразным выражением солидарности. Движение организовало сбор пожертвований в DOXA_OVD (помощь студентам, попавшим под давление из-за политических взглядов).

Как заявил Армен Арамян, биониклы стали основой для инклюзивного и позитивного сообщества. По его словам, это напоминает детские игры во дворе, когда дети выбирают персонажей. Это важно, потому что в психоаналитическом дискурсе детство — это точка невозврата, а коммьюнити позволяет вернуться в то время и перепридумать его.

 

 

В числе «биониклов» много медийных людей: блогер Майкл Наки, правозащитник Роман Киселёв, стендап-комик Александр Долгополов, журналистка Виктория Аракелян, режиссёр Кантемир Балагов.

Участники тематических комнат стали устраивать «дипломатические набеги» на другие комнаты. Там члены движения зачитывают манифест (сокращённая версия Манифеста коммунистической партии) и призывают к поддержке российских студентов, преследуемых за политическую позицию. Также они обещают комиксы про биониклов за пожертвования в DOXA_OVD.

Такие рейды привели к созданию оппозиционного движения лего-человечков. По их инициативе в Clubhouse появились «зоны без биониклов». Конфликтов между «кланами» при этом не было, не считая безобидной демонстративной неприязни «человечков» к «биониклам». Более того, оба движения объединились против общего врага — телеведущего Владимира Соловьёва.

 

 

Телеведущий присоединился к Clubhouse и анонсировал эфир «Почему в России не взлетела квир-революция». Стриму не было суждено выйти в свет: биониклы и лего-человечки устроили масс-репорт, в результате чего аккаунт Соловьёва был заблокирован.

В своём YouTube-шоу на следующий день Соловьев в своей привычной манере обсудил оба клана, оскорбил их глав и устроил перфоманс с отрыванием головы фигурке одного из биониклов, которых принёс на эфир. Вскоре он вернулся в Clubhouse, где в одной из комнат лего-человечков ему дали возможность выступить и даже выдали модераторские права. В течение часа Соловьёв отвечал на вопросы, причём за неудобные темы слушателей отключали от беседы. «Старейшина» биониклов Армен Арамян на своей странице в Twitter жёстко раскритиковал участников дискуссии за лояльность по отношению к оппоненту.

Движение биониклов продолжает жить как актуальный мем. Практически в любой комнате до сих пор говорят про взаимоотношения фракций. Сколько это будет продолжаться — предугадать сложно. Судя по скорости калейдоскопа событий, на смену биониклам вскоре придёт новый мем, который также не задержится на своеобразном Олимпе.

 

Фото: Twitter