«Мавританец»: фильм о силе духа и несломленном человеке
18 февраля в российский кинопрокат выходит биографическая драма «Мавританец», снятая по мотивам бестселлера Мохаммеда Ульд Слахи «Дневник Гуантанамо». Ленту называют самой ожидаемой в 2021 году, её уже выдвинули на премию «Золотой глобус» в двух категориях. Режиссёрское кресло занял Кевин Макдональд. Он решился на непростой шаг и рассказал реальную историю Мохаммеда Ульда Слахи, который провёл в тюрьме Гуантанамо 14 лет. Без суда и без следствия… Несмотря на всю несправедливость системы, Мохаммед не терял надежды освободиться из заключения и восстановить своё доброе имя. Главные роли в картине исполнили Бенедикт Камбербэтч, Джоди Фостер, Тахар Рахим и Шэйлин Вудли.
Мохаммед Ульд Слахи — мавританец, которого обвинили в причастности к транснациональной экстремистской салафитской боевой организации под названием Аль-Каида и теракту, произошедшему 11 сентября. По сюжету, Мохаммед приезжает в Мавританию из Германии, чтобы посетить свадьбу одного из своих родственников. С этого момента с ним начинают происходить не самые приятные события: местные полицейские просят проследовать Мохаммеда с ними в отделение, так как с ним хотят поговорить американцы, при этом причины для задержания мужчине объявлены не были. Так, Ульд Слахи оказывается сначала на военной базе, затем в Афганистане, а после — на Кубе. Без предъявления обвинений и возможности защищаться в суде правительство США поместило мужчину в Гуантанамо, где он пробыл с 2002 до 2016 год. Слахи боролся за свои права, свободу и выживал в непростых условиях. За время нахождения в тюрьме Мохаммед обрёл немало союзников, которые приложили огромные усилия ради того, чтобы справедливость восторжествовала.
Одним из главных союзников стала адвокат Нэнси Холландер (её сыграла Джоди Фостер), а также Тери Дункан (в исполнении Шейлин Вудли). Последняя поначалу была приглашена в качестве переводчика французского языка для Мохаммеда, однако её услуги не пригодились, потому что осуждённый за время пребывания в тюрьме выучил английский язык. Нэнси берётся за дело, потому что верит в справедливый суд и конституцию. Она хочет разобраться, почему правительство настаивает на смертной казни, но за пять лет так и не предъявляет Мохаммеду обвинение. Следствие препятствует деятельности адвоката и отказывается предоставлять документы по делу, называя их «особо секретными».
Чтобы разобраться во всём этом, Холландер просит Мохаммеда написать историю своей жизни. Она хочет понимать, с чем имеет дело, и виновен ли он на самом деле. Поначалу подсудимый отказывается, но позже начинает передавать ей листки со своими воспоминаниями. В своих записях он подробно рассказывается о жестоких допросах и пытках, насильственном кормлении морской водой, сексуальных домогательствах, инсценировке казни и неоднократных избиениях, а также угрозах в адрес его матери. Узнав все детали, Нэнси настоит на публикации этой истории. Она считает, что все эти ужасы просто необходимо предать дело огласке. Воспоминания Мохаммеда станут основой для книги «Дневник Гуантанамо», вышедшей в 2015 году.
Нэнси и Тери придётся испытать всю ненависть и осуждение соотечественников, им будут ставить «палки в колеса» влиятельные лица Америки, но женщины пойдут до конца и не дадут военному прокурору исполнить его желание — довести дело Мохаммеда до смертного приговора. Мохаммеду Ульд Слахи удалось выиграть дело против США в 2006 году, однако в 2007 году администрация действующего на тот момент президента Барака Обамы подала апелляцию, и Мохаммед остался в Гуантанамо без обвинительного заключения ещё на 8 лет. Слахи освободили из тюрьмы только после того, как к власти пришёл Дональд Трамп.
Идея о съёмке истории Мохаммеда Ульд Слахи была рождена ещё в 2015 году. В это время Ульд Слахи ещё находился под заключением. Чтобы более детально углубиться в историю мавританца, продюсеры фильма, Ллойд и Беатрис Левин и Майкл Броннер, посетили Альбукерк, чтобы встретиться с Мохаммедом и его адвокатами. Ллойд Левин с теплотой вспоминает первую встречу с Мохаммедом, а также восхищается его умением писать: «Когда мы читали “Дневник Гуантанамо”, удивлялись остроумием, поэзией и мудростью Мохаммеда. Мы были тронуты его историей и почувствовали врождённую человечность и стремление доказать, что у всех нас общего куда больше, чем того, что разделяет нас. Несмотря на его жестокий и несправедливый мотив, он был вдохновляющим, своевременным и мог бы стать важным фильмом ещё тогда».
Исполнитель роли деспотичного, властного и сурового полковника Стюарта Коуча воплотил на экране Бенедикт Камбербэтч. Актёр был в восторге от книги и после прочтения всего одного отрывка не смог отказаться от участия в проекте. Сначала Бенедикт был продюсером фильма, но, чем дальше он углублялся в проблему и изучал её со всех сторон, тем сильнее ему хотелось сыграть в картине. Актёра тронула и очаровала душераздирающая и несправедливая история Мохаммеда. Бенедикт восхищался этим сильным человеком, который, даже находясь в тюрьме, не утратил человечность, веру и чувство юмора. Этим, кстати, пропитаны мемуары Ульд Слахи от начала и до конца.
Не менее сочувствует Бенедикт и в исполнении полковника Стюарту Коуча. По сюжету его друг был пилотом одного из самолёта, который был направлен в южную башню Близнецов. Эта трагедия стала для Стюарта очень личной, поэтому ему было важно отомстить и наказать виновных по всей строгости закона. Чем больше Стюарт углублялся в дело, тем находил всё больше расхождений в материалах: например, на документах с допросами не стояли даты, военные, причастные к этим допросам, не разглашают никакой информации, кроме той, что Коуч должен был настаивать на смертной казни. В итоге Стюарт добился достоверной информации про прохождение допросов и выяснил, что Мохаммеда сурово допрашивали два месяца и буквально выбили из него показания того, к чему на самом деле он был непричастен. Полковник не понимал своих коллег и правительство, зачем обвинять невиновного человека в преступлении, которого он не совершал. В итоге Стюарт Коуч был с позором уволен. Полковнику было важно наказать виновных, а не того, кто якобы причастен к событиям 11 сентября.
Создателям было непросто найти финансирование на фильм, поскольку он должен был быть слишком политическим и провокационным. Никто не хотел ввязываться в «игру» с правительством США, тем более быть обвинённым в заговоре или предательстве. Предстояла сложная работа, но спонсоры были найдены и проект состоялся. Поиски режиссёра также имели некоторые сложности. Продюсерам было важно найти человека, который умеет снимать жизненное драматическое и сложное кино, не упуская малейшие детали. Этим человеком как раз оказался Кевин Макдональд. Чтобы поближе познакомиться с главным героем фильма и понять, как следует работать, Кевин связался с Мохаммедом по Skype: «Этот человек такой обаятельный, такой забавный и совсем не такой, каким его можно представить. Он настолько противоположен первому впечатлению о нём: он влюблён в американскую культуру, может процитировать каждую строчку из фильма «Большой Лебовски», знает сюжет наизусть, потому что смотрел кино 110 раз, пока был в тюрьме».
Фильм «Мавританец» был снят очень близко к книге: без приукрашивания истории, собственных режиссёрских оценок, возможности показать жизнь Мохаммеда с разных точек зрения. Картина покажет большую часть истории Ульд Слахи, вплоть до апелляции. Режиссёр Кевин Макдональд знал, с чем ему придётся иметь дело, и прекрасно понимал, как сложно заниматься адаптацией биографической истории, где замешана геополитика, юриспруденция, человеческие взаимоотношения и бюрократическая система: «Это всегда сложно, когда вы несёте ответственность, занимаетесь адаптацией настолько острой темы. Мы не хотели мрачных, либеральных распрей. Это должна была быть человеческая история, в которой зрители могут отдаться переживаниям, менять мнение и дискутировать после просмотра. Историю рассказывает сам Мохаммед, а он большой философ. Он остроумный и сострадательный, и это действительно главная причина, по которой мы решили снять про него фильм. В его жизни есть важное послание, и его сила духа может изменить любого из нас к лучшему».
Роль Мохаммеда Ульд Слахи исполнил французский актёр алжирского происхождения Тахар Рахим. Макдональд уже работал с ним в картине «Орёл Девятого легиона», поэтому знал, что он как никто другой сможет передать все мысли и чувства Мохаммеда. Сам Тахар не раздумывая принял предложение: «Когда я впервые прочитал сценарий, я рыдал, я не мог поверить, что реально существует такой парень, который столько преодолел и не возненавидел весь мир. Это потрясающая история. Он герой, невиновный человек, заключённый в тюрьму и подвергнутый многолетним пыткам».
«Мавританец» — это не блокбастер, а реальная история невиновного человека, который не отчаялся и боролся до конца, несмотря на все пытки и унижения. Мохаммеда Ульд Слахи — пример сильного духом и несломленного человека, он показал, что можно оставаться собой даже в самой безвыходной ситуации и что есть в этом мире хорошие люди, не желающие мириться с несправедливостью и произволом со стороны правительства. Мохаммед не потерял веру в самого себя и рассказал историю, получившую широкий резонанс. При этом без злобы и агрессии. Мохаммед доказал всем, что справиться можно с любым противником, даже если этот противник — правительство, настроенное несправедливо по отношению к людям, которые ничего плохого не сделали. Бороться важно и нужно, без этого ничего не получится.
Источник фото: MEGOGO Distribution
Читайте самое интересное от Mainstyle на ЯНДЕКС.ДЗЕН