Войти в почту

Главные темы нового времени: как «новая этика» меняет киноиндустрию?

Главные темы нового времени: как «новая этика» меняет киноиндустрию?

Главные темы нового времени: как «новая этика» меняет киноиндустрию?
© Peopletalk

Выражение «новая этика» мы стали особенно часто слышать в последние пару лет, в основном в контексте разговоров о важных социальных общественных движениях вроде #MeToo или #BlackLivesMatter. Что это?

Правила, которые устанавливаются прямо здесь и сейчас. И если еще несколько лет назад неаккуратное высказывание о расе, половой принадлежности, политической ситуации на Ближнем Востоке или сексе на рабочем месте не дало бы общественной реакции, то сегодня это вполне весомый повод для увольнения, иска в суд или (как минимум) всеобщей критики. И исключений у этих требований нет: под «цензуру» попадают и мода, и искусство, и кинематограф, которым диктуют новые правила игры.

Победитель «Оскара 2017» в номинации «Лучший фильм»

Теперь кино – не столько произведение искусства, сколько зеркало современных реалий, от которого требуют не красивой картинки и драматического сюжета, а соответствия социальной повестке. Подчиняется даже «Оскар»: с 2024-го в номинацию «Лучший фильм», например, смогут попасть только те картины, которые соответствуют как минимум двум новым стандартам. А именно: по крайней мере одну из главных или второстепенных ролей должен играть представитель расового меньшинства (азиат, афроамериканец, латиноамериканец, коренные американцы, жители Аляски или другие недостаточно представленные этнические меньшинства), по меньшей мере 30 % актеров второго плана должны быть женщинами, представителями расового или этнического меньшинства, ЛГБТК+, людьми с инвалидностью, сюжет должен быть направлен на освещение группы, которая мало представлена: женщины, расовые или этнические меньшинства, ЛГБТК+, люди с инвалидностью, а в команде, которая работает над фильмом, должны быть представители разных этнических групп.

Собственно, эти же правила неофициально касаются не только претендующих на «Оскар», но и практически всю американскую киноиндустрию.

Анну Болейн в новом сериале Channel 5 играет Джоди Тернер-Смит, главными героями киновселенной Marvel все чаще становятся женщины (на смену Железному человеку и Капитану Америка пришли Капитан Марвел, Оса и Ванда), один из самых популярных проектов Netflix «Бриджертоны» критикуют за излишнюю политкорректность из-за выбора на роли представителей британской аристократии темнокожих актеров, то же происходит с «Русалочкой», а Фею в новой «Золушке» сыграет Билли Портер.

«Капитан Марвел» «Бриджертоны» Холли Бэйли Билли Портер

Да и сериалы в общем и целом все больше уходят от развлекательного к социальному – это драмы о дискриминации, харрасменте, власти, расизме, несправедливости и других актуальных проблемах с (это уже почти обязательный пункт) разнообразным актерским составом и персонажами. При этом герои, введенные в сюжет по соображениям толерантности, не всегда, как говорит кинокритик и драматург Николай Гостюхин, могут смотреться на экране органично.

Впрочем, органичность и уместность практически ни при чем – теперь кино не задает вопросы и новые темы, а берет то, о чем уже все говорят, продвигая это в массы. И в этом, с одной стороны, нет ничего плохого – именно через искусство важное и актуальное доносить проще всего, а с другой – не становится ли этого слишком много?