Войти в почту

"Аферистка": критика капитализма как комедийный триллер

В прокат вышел фильм Джея Блэйксона «Аферистка» (в оригинале «I Care a Lot») с Розамунд Пайк и Питером Динклейджем в главных ролях. На сайте rottentomatoes.com у картины на данный момент рейтинг 93% – критики оценили ленту еще на престижном кинофестивале в Торонто, где состоялась ее премьера. Работа не слишком известного британца Джея Блэйксона (до этого он снял, например, фантастику «5-я волна» и мини-сериал «Порох») действительно хороша: это микс бодрого развлекательного кино о необычном типе мошенничества, социально-политического высказывания, мрачного юмора и мизантропии.

Героиня Розамунд Пайк Марла Грейсон и ее девушка Фрэн (Эйса Гонсалес) ведут бизнес, который со стороны может показаться не только невинным, но и богоугодным. Марла выполняет роль опекуна для множества стариков, которые не могут о себе позаботиться: например, из-за нагрянувшей деменции. Родственники в подобных ситуациях действуют, по мнению Марлы, зачастую не в интересах больного. Марла же поступает так, как будет на самом деле лучше для человека: отправляет подопечного в дом престарелых, где за ним будут ухаживать специалисты, не дает общаться с родственниками, если это негативно влияет на опекаемого, и принимает ответственность за его финансовые дела.

В действительности же героиня и ее команда просто обворовывают несчастных, выбирая себе в качестве жертв людей побогаче: деньги от продажи недвижимости и имущества идут на почасовые огромные гонорары опекуна. Знакомая женщина-врач помогает Марле, подыскивая среди своих пациентов людей с толстым кошельком и преувеличивая потом в суде интенсивность симптомов, а то и вовсе выдумывая их. На сей раз она находит просто идеальную кандидатуру: Дженнифер Питерсон (дважды лауреатка «Оскара» Дайенн Уист) – крайне богатая селфмейд-вумен без детей! Но радоваться Марле и Фрэн придется недолго: у изолированной в доме престарелых Дженнифер обнаруживаются могущественные покровители из русской мафии во главе с персонажем Питера Динклейджа.

Дэвид Финчер в свое время разглядел в ангелического вида британке Розамунд Пайк мощную антигероиню и снял ее в главной роли в «Исчезнувшей». Картину при этом можно трактовать и как пылкое высказывание в защиту прав женщин, и как мизогинную историю о девушке-чудовище: героиня Пайк сочетала в себе ангельское с дьявольским. В «Аферистке» Пайк изображает совсем уже исчадие ада – сочувствовать Марле можно лишь в редкие моменты проявления человеческих эмоций, связанных в первую очередь с любовью к Фрэн. По нынешним временам подобная сильная независимая героиня, формально соответствующая многим идеалам феминизма и при этом резко отрицательная, выглядит радикально. Впрочем, обвинять авторов «Аферистки» в женоненавистничестве не стоит: скорее это картина мизантропическая, мужчины здесь не лучше. Да и говорить о глубоком психологизме не приходится: мы почти ничего не знаем о биографиях Марлы и ее противника. Зато динамика фильма, не перегруженного массой деталей, не проседает.

При этом все равно понятно, что привело героев в эту точку. Марла, собственно, еще в самом начале заявляет: раньше она думала, что «…честным трудом, играя по правилам, можно добиться счастья и успеха. Игра по правилам – чушь, которую придумали богатые, чтобы мы оставались бедными. Я была бедной. Мне это не идет».

«Аферистка» в первую очередь высказывание не о пороках человека, а о порочности капиталистической системы, заточенной на то, чтобы обирать людей и постоянно увеличивать разрыв между богатыми и бедными. По мнению авторов фильма, остается либо сдаться – а для Марлы это значит потерять достоинство, – либо в своем стремлении к процветанию раз и навсегда забыть о гуманности.

Интересно, что совсем недавно в российский прокат выходил еще один комедийный триллер – «Дать дуба в округе Юба», где «американская мечта» трактовалась аналогичным образом: как построенная на крови и лжи и поданная в розовом цвете в масс-медиа. И все-таки оправдать Марлу, позиционирующую себя как хищницу, львицу (тут уже вспоминается герой Мэттью МакКонахи из «Джентльменов» Гая Ричи), совершенно невозможно. Да и не хищница она, а скорее добыча – той самой системы, которая навязывает нам стремление к денежному успеху как единственно верный путь и главную жизненную цель.

«Аферистка» ценна еще и тем, что там много правдивых деталей из числа тех, на которых кинематографисты редко концентрируются. Так, дом престарелых показан как гибрид тюрьмы и психиатрической больницы, деятельность которого направлена на все что угодно, кроме помощи местным обитателям. И в первую очередь, конечно, на легкий заработок. Находящуюся в абсолютно здравом уме Дженнифер Питерсон пичкают лекарствами, способными превратить со временем любого в овощ. У нее отбирают мобильный телефон, полностью обрубая связь с внешним миром. Все это могло бы выглядеть как фантастика, но в российских домах престарелых такое порой происходит на самом деле, и для этого даже не требуется участие Марлы Грейсон. У моей пожилой, но абсолютно ясно мыслящей крестной, которую родственники после тяжелого перелома отправили на время в подобное платное заведение, точно так же отняли мобильный, ее точно так же заставляли принимать вещества, путающие сознание. К счастью, ее удалось спасти. Удастся ли отбить Дженнифер Питерсон – можно узнать в финале «Аферистки».