Как снимали кинотрилогию «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага»?

23 февраля телеканал «МИР» покажет сразу три известных советских фильма о войне: кинотрилогию «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага» – все три с Вячеславом Тихоновым в главной роли.

Как снимали кинотрилогию «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта» и «Фронт в тылу врага»?
© Мир24

Действие первого фильма начинается в августе 1941-го. Отдельные части Красной армии оказались в окружении. Майор Млынский в исполнении Вячеслава Тихонова собирает из разрозненных воинских групп в тылу врага особый отряд. Их немного, но они действуют на оккупированной немцами территории.

Смотрите 23 февраля на телеканале «МИР» кинофильмы «Фронт без флангов» (5:45), «Фронт за линией фронта» (8:50) и «Фронт в тылу врага» (12:40)

Когда снимался первый фильм, никто не думал, что у него будет продолжение. Однако фильм побил все рекорды кинопроката. Его популярность была огромной. Отчасти благодаря тому, что в фильме снялся поистине звездный состав актеров. А отчасти потому, что в этом фильме был взят особый тон кинорассказа о войне, который попал в потребности аудитории – той самой, в которой ни одна семья не осталась без потерь, без своих похоронок и своих затерянных по всей России безымянных могил.

Кадр из фильма «Фронт в тылу врага», реж. Игорь Гостев, Мосфильм, 1981

«И «Фронт без флангов», и «Фронт за линией фронта», и особенно «Фронт в тылу врага» выходили на вторые-третьи места по сборам года, – сказал в интервью корреспонденту «МИР 24» киновед, кинокритик Александр Шпагин. – У них были прекрасные сборы. Лично я придерживаюсь довольно критического мнения об этой кинотрилогии, но зритель эти фильмы просто обожал. Режиссера Игоря Гостева забрасывали мешками писем, где люди говорили о том, как все это прекрасно, правильно и точно снято».

Во многом успех фильмов объяснялся великолепным актерским составом. Чего стоил только дуэт Вячеслава Тихонова и Ивана Лапикова. По воспоминаниям съемочной группы, они были подлинными соавторами кинотрилогии, людьми, принесшими в картины не только выдающееся актерское мастерство, но и огромный жизненный опыт, самоотверженность и самоотдачу в работе.

Иван Лапиков столь органично вжился в образ Ерофеича, что, по отзывам съемочной группы, он даже их убеждал в реальности происходящего: на площадке перед камерой работал не просто актер, а участник войны, передававший остроту событий одним только взглядом.

Актеру было что вложить в эту роль: во время Великой Отечественной войны 20-летний студент театрального училища, он сперва строил под Сталинградом противотанковые заграждения, а потом – во время Сталинградской битвы – переправил на рыбацкой лодке сотни раненых через Волгу на другой берег, в тыл. Так что о войне знал не понаслышке и очень гордился медалью «За оборону Сталинграда».

Вячеслав Тихонов позже признавался, что как партнер Иван Лапиков был и радостен ему, и в определенном смысле страшен. Страшен, потому что, играя рядом с актером такой абсолютной психофизической правды, необходимо было дотягиваться до его уровня.

Для самого же Тихонова образ майора Ивана Млынского, которому Сталин лично присвоил звание полковника, стал ролью длиной почти в десятилетие.

Кадр из фильма «Фронт за линией фронта» , реж. Игорь Гостев, Мосфильм, 1977

Интересно, что в своих предыдущих ролях Тихонов словно прошел весь тот путь, который по сюжету фильма прошел и его герой. Тот до войны был школьным учителем, а потом стал чекистом, и Тихонов сперва вжился в роль учителя Мельникова в фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», а потом стал советским разведчиком в фильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Роль штандартенфюрера СС Штирлица (разведчика Исаева) принесла актеру невиданную популярность. Но и подготовила его к роли Ивана Млынского: верится, что этот человек действительно был учителем и стал чекистом, а когда понадобилось, смог собрать и возглавить отряд разведчиков, хотя и остается – на самом донышке – прежним учителем.

Сейчас уже мало кто помнит, что великолепный актерский состав – это заслуга режиссера Бориса Яшина, имени которого и в титрах-то нет. Вот что рассказывает об этом киновед Александр Шпагин: «Именно Борис Яшин на первом этапе начинал съемочный процесс. Хотя мне совсем непонятно, почему этот тихий, камерный, тонкий лирический режиссер, снимающий кино про экзистенциальную жизнь простых людей, получил такое поручение – постановку этого огромного военного блокбастера.

Но изначально это поручили именно ему, он сам рассказывал об этом. И весь кастинг, подбор актеров – его. Это он позвал Вячеслава Тихонова и других звезд, и кусочек фильма, какие-то первые эпизоды он снял: на кадрах кинохроники видно, что он находится на съемочной площадке. Но он сошел с дистанции очень быстро. Потому что вся эта история была ему совсем не близка. Так что можно сказать, что режиссеру Игорю Гостеву, который потом снимал этот фильм, повезло: он попал в этот проект, и он ему принес известность, звания, премии. Он смог о себе заявить и вышел в режиссеры первого плана».

А режиссер Борис Яшин писал позднее в своих воспоминаниях: «Вот так я не стал снимать, можно сказать, государственный заказ. И после этого я целых два года ничего не делал. Сизов (тогдашний гендиректор «Мосфильма») не мог меня запустить с моей картиной «Ливень». Я понимаю, он не мог, потому что я не стал снимать государственный заказ. Два года прошло, пока не вышли первые серии фильма «Фронт без флангов», и только после этого мне разрешили работать заново».

По-настоящему хороши некоторые песни в этой военной кинотрилогии, написанные композитором Вениамиом Баснером на слова Михаила Матусовского. «Музыка в сериале сыграла очень хорошо, – говорит Александр Шпагин. – Мне нравятся песни «Нет, мой друг, мы не позабудем, как с тобой мы служили людям», а песня «Как, скажи, тебя зовут» – до сих пор одна из любимых моих песен. В начале двухтысячных я даже делал небольшую локальную программу неизвестных военных песен, и там я спел эту песню. Так что музыка в кинотрилогии – это то, что мне реально очень нравится».