Кино в роли первой рекламы. Как наши любимые фильмы помогали продавать товары, которые даже не нуждались в раскрутке?

Недавний рекламный ролик Сбербанка с Жоржем Милославским удивил многих. Маркетологи обсуждают, допустимо ли использовать известного киношного «домушника» в рекламе банка. И насколько оправданно, что советский персонаж заводит современный двигатель торговли?

«Используя самые передовые технологии, которые у нас есть, мы не только перенесли Жоржа Милославского в 2020 год, но и смогли объединить сразу несколько поколений нашей страны и зарядить предпраздничным настроением, которое так сегодня необходимо всем нам. Вся представленная история — это знакомство героя с новым миром, динамичным, цифровым, полным возможностей», — такой комментарий дал старший вице-президент, директор Департамента маркетинга и коммуникаций Сбербанка Владислав Крейнин.

Актеры и герои советского кино до сих остаются неким гарантом качества и доверия.

Этим постулатом, вероятно, и руководствовались представители Сбербанка, принимая решение сделать лицом финансового учреждения отрицательного персонажа, специализирующегося на отъеме чужого имущества. Но при этом, любимого миллионами россиян.

Герои своего времени

В 1964 году советским зрителям показали первую телевизионную рекламу. От сегодняшних рекламних роликов ее отличает то, что продвигала она НЕ ТОВАРЫ, а актуальную ИДЕОЛОГИЮ.

Вот, например, «промо» кукурузы в рамках знаменитой экономической и идеологической концепции Никиты Хрущева . В 1964-м советским гражданам в телевизоре показали историю поющего повара, к которому на кухню приходят кукурузные початки и требуют, чтобы блюда из них были включены в меню.

На телевидении реклама прижилась достаточно быстро. При том, что какой-либо коммерческой выгоды от нее изначально не было.

Все товары, которые люди видели на экранах своих телевизоров, ни в какой раскрутке не нуждались — они и так сметались с прилавков за считанные минуты. Поднять продажи производителю такая реклама точно не могла.

Поскольку в СССР не было конкуренции и понятия «цены эфирного времени», то рекламные ролики снимались как настоящее кино с привлечением любимых актеров.

Перед зрителями разворачивались многосюжетные истории, в которых самому продукту уделялось совсем не много внимания.

Важна была именно ИДЕЯ ролика. Заметили, что в рекламе Сбербанка логотип Сберкассы так и не показали?

Рекламными героями в свое время становились Владимир Высоцкий, Михаил Боярский, Андрей Миронов и другие актеры.

Постепенно реклама начинает становиться частью художественных фильмов.

Как в кино!

Кинематограф стал уверенной площадкой для рекламы. Робкой, не всегда сознательной, но очень эффективной.

Считается, что зачинателем и мастером скрытой рекламы в СССР был главный комедиограф Леонид Гайдай.

Многие сейчас смотрят на его игры с брендами как на рекламу, но на самом деле это не совсем так. Гайдай был бы слишком прост, если бы не вкладывал в детали особый смысл.

Например, помещая в руки плохого персонажа пачку Marlboro, он не рекламировал эти сигареты.

Во-первых, их знали и без рекламы.А во-вторых, реклама того времени по-прежнему была, прежде всего, идеологической.

Импортные сигареты у отрицательного персонажа лишь подчеркивали ненавистную буржуазность и усугубляли противопоставление плохого персонажа хорошим героям фильма. Скорее, это была даже антиреклама.

Леонид Гайдай стал создателем целого рекламного фильма — «Спортлото-82».

Его сюжет представляет собой рекламу государственной лотереи. После показа картины продажи лотереи в стране увеличились вдвое!

И здесь тоже отрицательный герой распознается по той самой пачке Marlboro в руке. В то время как хорошие ребята, если и курят, то только отечественную «Приму».

И, конечно:

— Я хотел взять «Пепси», но «Байкал», по-моему, лучше!

А с началом 90-х реклама из идеологической превратилась по большей части в коммерческую.

И свой талант актерам пришлось демонстрировать не в кино, которое впало в продолжительную кому, а именно в рекламных роликах, о которых многие из них сегодня вспоминают не без неловкости.