Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Алексей Сеченов: Высокотехнологичные шоу — это взгляд из будущего

В фильме «Гарри Поттер и Кубок огня» есть очень эффектный момент — финал Чемпионата мира по квиддичу, который благодаря магии превращается в какое-то небывалое феерическое шоу с носящимися по воздуху проекциями, огромными голограммами, музыкой и фейерверками. 16 лет назад, когда фильм вышел на экраны, казалось, что такое возможно только в волшебном мире Хогвартса. Ну и еще в кино. Сегодня технологии AR и VR позволяют перенести сказочные чудеса в реальность. О голографических спектаклях, дополненной реальности и зрительских ожиданиях «Инвест-Форсайт» поговорил с Алексеем Сеченовым, режиссером, основателем компании Sechenov.com, создателем таких масштабных шоу, как церемонии открытия и закрытия II Европейских игр, XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, чемпионата мира WorldSkills, XXVII Всемирной Универсиады. — Алексей Геннадьевич, вы уже много лет занимаетесь созданием спектаклей и шоу. В 2003 году были оператором-постановщиком концертов в России, в 2005-м — праздника 60-летия Победы на Красной площади, в 2010-м ставили программу и Игоря Крутого «Дежавю» Что изменилось с тех пор? — Изменилось все! Другими стали даже улицы, по которым мы ходим. Скорость развития техники сейчас колоссальная. Надо успевать за этими изменениями, потому что выражение «стоять на месте» давно утратило смысл: ты либо несешься вперед, либо стремительно падаешь. Сегодня не использовать современные технологии в искусстве нельзя просто потому, что нынешний зритель без них не существует. Взять хотя бы художественные выставки. Еще лет 15–20 назад галерея развесила бы картины известного художника и предложила зрителю купить билет, чтобы на них посмотреть. Сегодня это кажется скучным; галерея приглашает не взглянуть на произведения искусства, а погрузиться в удивительный мир художника, который создается с помощью современных технологий — проекций, света, звука, экранов. Я бы сказал, мы с вами присутствуем при рождении мультиискусства, в котором перемешаны разные жанры и технологические решения. А высокотехнологичные шоу — попытка из будущего посмотреть в настоящее. — Церемония открытия чемпионата мира WorldSkills получилась потрясающе красивой. Мне больше всего запомнился огромный кит, который плывет над залом и будто бы ныряет в гигантский аквариум, обдавая все вокруг хрустальными брызгами. Что это было? — Очень сложное инженерное решение, мы использовали технологию дополненной реальности. Нужно было получить «живую» объемную картинку, которая могла бы разворачиваться на 360°, и зрители из любого сектора зала, южного, северного, западного, восточного, могли бы этого кита видеть в полной его красе. Тут важен был точнейший расчет. А 15 лет назад чем мы удивляли зрителей? Помню, на одном концерте пустили на сцену струи концентрированного дыма, получился такой как бы экран, и на него мы спроецировали изображение. Это был дикий, невиданный, сногсшибательный спецэффект. Для тех времен, конечно. Сейчас этим никого не удивишь, какая-то детская игрушка. — Сколько времени и денег уходит на создание больших проектов? — Создать такое шоу — дело небыстрое и недешевое. Над церемониями открытия и закрытия чемпионата мира WorldSkills мы работали два года. А по поводу средств Уже не помню точно, сколько это стоило, но при таких масштабах речь всегда идет о миллионах долларов. — А с небольшим бюджетом вам неинтересно работать? Если, например, к вам обратятся с просьбой сделать волшебное корпоратив-шоу для какой-нибудь компании, откажетесь? — Мне было бы интересно поработать с такими проектами, просто ко мне почему-то ни разу не обращались с просьбой организовать корпоратив, свадьбу или день рождения. Вообще, берясь за проект, я отталкиваюсь не от бюджета и не от доступных нам современных технологий, а от литературы. Должна возникнуть идея сценария. В какой мир мы пригласим зрителей? Это будет подводное царство, космическая одиссея к далеким мирам, зачарованный лес, путешествие в прошлое Земли? Деньги будут потрачены на создание мира, иллюзии. И, знаете, хорошо, когда у зрителя складывается впечатление, что денег на проект было потрачено очень-очень много, куда больше, чем на самом деле. — Случалось ли вам спорить с заказчиками, отговаривать их от каких-то безумных идей? — Нет. Если заказчик приходит со своей идеей и хочет, например, чтобы на сцене во время его концерта танцевали роботы или пели, порхая с ветку на ветку птицы, пусть будет так. Моя задача — придумать, как сделать максимально красиво, эффектно, интересно. В шоу все жанры и идеи хороши, кроме скучных! Заказчики платят деньги за воплощение своей мечты, я берусь сделать шоу, которое запомнится зрителям, будет ярким и зрелищным. Кстати, многие великие произведения искусства были созданы по заказу. — Как думаете, зачем зрители идут на шоу? За эмоциями, настроением, развлечением? Каким, в идеале, должен выходить зритель после хорошего, качественного шоу? — Измененным. Я считаю, шоу удалось, если помогло измениться хотя бы одному зрителю. Шоу — это жизнь, размышление. Конечно, мы приходим на представление и для того, чтобы развлечься, отдохнуть от рутины, набраться впечатлений, но еще — чтобы лучше понять себя и свой путь, получить импульс к развитию, вдохновение для новых дел. Если что-то застопорилось в бизнесе, попробуйте сходить на шоу. Иногда такое переключение с рабочей волны на праздничную, выход из привычного мира в какой-то совершенно иной, бывает полезным, стимулирует выброс эндорфинов и новых идей. — Не могу не спросить, как компания Sechenov.com, специализирующаяся на массовых мероприятиях, пережила пандемию. У вас появились новые идеи для развития? — Знаете, иногда придешь к врачу с жалобой на плохое самочувствие, а он: «Вам надо просто отдохнуть». Вот во время карантина и самоизоляции у меня было такое чувство — пришла пора немного отдохнуть. А во время отдыха в голову приходит много неожиданных мыслей. Да, в 2020 году мы не готовили масштабных шоу. Зато открыли мастерские, где могут пройти курс и получить практические навыки режиссеры, я написал книгу, в которой делюсь своим опытом как режиссер, оператор, постановщик, она должна выйти в апреле, мы запустили онлайн-театр. Первый спектакль, «Толстые. Нет в мире виноватых», уже посмотрело больше тысячи зрителей. 27 февраля в нашем онлайн-театре состоится премьера, покажем спектакль «Ангел Марии». — Сколько стоят билеты на онлайн-спектакли и чем они отличаются от классических постановок, которые транслируются по телевидению? — Билеты недорогие — 490 рублей. Уверен, что прямой эфир, онлайн-трансляция — это будущее искусства. Отличие от телетрансляций и офлайн-спектаклей очевидно — вы можете моментально получить мнение зрителя и даже отреагировать на него. Раньше вопросы режиссеру и актерам могли задать только журналисты во время пресс-конференции по поводу премьеры, теперь это доступно всем зрителям — можно написать свой вопрос в чат онлайн-трансляции, на него постараются ответить. Так мы делали после спектакля «Толстые» — отвечали на вопросы зрителей, которые спрашивали нас о декорациях, о сценарии, об отношениях Льва Николаевича и Софьи Андреевны. Еще одно важное преимущество онлайн-театра — неограниченное количество зрителей, это могут быть миллионы. Не нужен зрительный зал, не нужна большая сцена. Мы ставим наши спектакли на площадке в 100 квадратных метров. Но сможем ли мы передать нашим зрителям энергию спектакля через экран? Этот вопрос стал для нас самым важным и самым страшным. Оказалось, это возможно! Онлайн-спектакль и классическая театральная постановка могут жить по разным законам, иметь разную сценографию, драматургию, но они обязательно должны делиться со зрителями энергией искусства, творчества. И тут, кроме сценария, технологий, важно такое понятие, как талант. Когда слушатели мастерской спрашивают про формулу таланта, я говорю: «Берем табуретку, садимся, думаем. Талант — это время, проведенное вами на табуретке в размышлениях над вашим проектом». Мне кажется, наш эксперимент с онлайн-театром оказался удачным. Как и эксперименты на офлайн-площадках — в нашем голографическом мюзикле «Саша | Alex» зрители порой не понимают, где артист, где голограмма, и это смешение двух реальностей дает удивительный эффект. Современные технологии предоставляют возможность за секунду менять декорации, мгновенно перемещая зрителей из парка в клуб, из клуба на крышу Думаю, классические театры со временем тоже все больше будут использовать в своих постановках новые технологии. — Мне как маме от этого немного не по себе: кажется, вся жизнь перетекает в онлайн, сосредоточивается в смартфоне, где дети общаются с учителем и одноклассниками, смотрят фильмы и слушают музыку, обсуждают домашние задания и мемы. Если и в театр мы будем «приходить», не вставая с кресла у компьютера — То ничего страшного не случится. Это наша реальность. В онлайн, как и в офлайн, можно залипнуть на ерунде, глупостях, а можно на прекрасном. Это вопрос контекста. Ребенок может выйти на улицу и пойти курить за гаражи или прокатиться на коньках. То же и со смартфоном. Ребенок выходит в интернет и может часами смотреть видосики с примитивным юмором или выбрать хорошую музыку, спектакль, лекцию. Надо просто, чтобы умного качественного контента становилось больше. А если у ребенка, которого не научили учиться, быть любознательным, отобрать телефон, так он сядет у телевизора и будет смотреть всякую чушь и так же бессмысленно тратить свое время. Вообще, все искусство сейчас конкурирует со смартфоном. И это непростая конкуренция. Зритель стал более требовательным, избалованным. Он приходит в свой умный дом, хлопает в ладоши — для него загорается свет и играет музыка, он включает смартфон — общается с друзьями, пусть даже они живут в Австралии, он может выбрать любой фильм для просмотра в своем домашнем кинотеатре, может сам почувствовать себя режиссером, сняв видео и выложив его в Сеть Нужна очень веская причина, чтобы он бросил все эти интересные занятия, покинул свой удобный диван, заплатил деньги за билеты и пошел в театр, на концерт, в кино, на выставку. — Это действительно так. Наверное, поэтому шоу в надежде привлечь зрителей с каждым годом становятся все более зрелищными. Кажется, мы видели на сцене уже все: роботов, танцующие фонтаны, общающиеся с артистами голограммы Найдется, чем удивить зрителей в будущем? — Я в этом не сомневаюсь! Мы вступаем в удивительное время, когда иллюзия превращается в реальность. В каждом нашем шоу огромное количество технологий — вращающаяся сцена, надувные конструкции, голограммы, проекции, распадающийся экран. Вот величественные здания вырастают прямо на ваших глазах, расцветают невиданной красоты цветы на деревьях, вдруг пошел снег и запорошил крыши, все краски поблекли Зритель не замечает, как работают осветители, монтажеры, инженеры, он замечает, как прекрасен и разнообразен может быть мир. Ведь лучшие технологии — те, которых не видишь, о которых, возможно, даже не догадываешься. Искусство стремится за жизнью, так было и будет, потому что до сих пор не придумано ничего красивее восхода солнца, звездного неба или цветущих весенних лугов. Беседовала Наталья Сысоева Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Алексей Сеченов: Высокотехнологичные шоу — это взгляд из будущего
Фото: Инвест-ФорсайтИнвест-Форсайт